Разработка стратегии развития авиакомпании в условиях неопределенности хозяйствования (на примере авиакомпании «S7»)
Введение
Актуальность данной темы исследования заключается, в анализе влияния государства на развитие авиационной промышленности. Для того что бы Россия сохранила за собой лидирующие позиции как мировой державы самолетостроения, необходимо в корне изменить основные направления в развития авиационной отрасли на ближайшие десятилетия. Авиационная отрасль во все времена, с момента зарождения играла важную роль в экономике государства: из-за тесного взаимодействия с другими отраслями, ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития, оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны. С 2013 года начинается реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
Введение 3
Глава 1 Теория и практика формирования стратегии развития авиакомпаний 6
1.1 Сущность стратегий развития авиакомпаний 6
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования стратегии развития авиакомпаний 14
1.3 Основные проблемы стратегического развития авиакомпаний на современном этапе их функционирования 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Формирование стратегического развития авиакомпаний в условиях неопределённости 24
2.1 Концепция развития авиакомпаний в современных условиях хозяйствования 24
2.2 Разработка организационного механизма развития авиакомпаний 32
2.3 Оценка целесообразности сформированных стратегических направлений развития авиакомпаний 40
Выводы по второй главе 44
Глава 3 Разработка мероприятий по стратегическому развитию авиакомпании «S7» 45
3.1 Характеристика предприятия 45
3.2 Анализ стратегии (существующей стратегии развития предприятия) 49
3.3 Разработка направлений развития, расчёт социально-экономической эффективности проектных решений 56
Выводы по третьей главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 75
Список использованных источников
Фомина И.А., Титов Р.Н., Зубарев А.В. Основы разработки финансовой стратегии авиакомпании, обеспечивающей ее рост и развитие // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 91-94.
Остапенко Д.В. Финансовая стратегия предприятий: теория и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт - Петербург - 2004. - 20 с.
Прокофьева В.Е. Финансовая стратегия субъектов малого предпринимательства. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва - 2012. - 28 с.
Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 21.
Голубков Е. П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 4. С.6.
Шевченко Д. А. Ситуация на рынке маркетинговых исследований образовательных услуг // Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг: Тезисы докладов семинара (3 октября 2002 г., г. Москва). М.: Издательство МЭСИ, 2002, с. 27.
Каримов Б.К., Муратов Т.Е. Теоретические подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии авиакомпаний Казахстана // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 206-216.
Илькевич С.В. Структурные проблемы развития бюджетных авиаперевозок в России в условиях эпидемии коронавируса // В сборнике: Актуальные проблемы развития туризма. Материалы IV международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 40-46.
Смирнов Е.Н., Пасько А.В., Смагулова С.М. Мировые рынки товаров и услуг в современных условиях: теоретические аспекты и практика функционирования: монография. М.: Эдитус, 2018. 340 с.
Кроме того, АО «Нордавиа – региональные авиалинии» как и многие другие подвержена влиянию риска изменения процентных ставок. Сегодня кредитные организации стремятся к снижению процентных ставок с целью обеспечения роста конкурентоспособности своих кредитных продуктов.
На внутреннем рынке можно выделить следующие факторы рисков, связанных с отраслевой спецификой компании:
- рост конкуренции, которая основана на агрессивной ценовой политике. Компании, которые являются основными конкурентами АО «Нордавиа – региональные авиалинии» нередко прибегают к значительному снижению цен на аналогичную продукцию. Вероятность наступления такого фактора достаточно велика, поскольку в основе ценообразования отрасли лежит затратный подход, а структура себестоимости характеризуется четкими пропорциями, которые складывались многие годы работы;
- высокий уровень затрат на производство услуг, более того их негативная тенденция к росту, которая обусловлена особенностями ценовой политики основных поставщиков сырья. В связи с достаточно высокой материалоемкостью отрасли, а основные сырье, которые используются в процессе производства услуг анализируемого предприятия – ГСМ. Для снижения влияния риска изменения цен на нефть важно иметь топливо - эффективные воздушные суда и прямые контракты с крупными топливными российскими компаниями и компаниями стран полета.
Также на развитие АО «Нордавиа – региональные авиалинии» влияют демографические факторы. Они проявляются, например, при поиске квалифицированных кадров, которые необходимы для успешного развития компании.