Психологические особенности развития познавательного интереса подростков при изучении иностранного языка
Введение
Данная дипломная работа посвящена исследованию особенности развития познавательного интереса подростков при изучении иностранного языка
Проблема познавательного интереса нашла своё отражение в трудах многих учёных С.В. Герасимовича, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, Л.Т. Марковой, Л.М. Рожиной, Н.Е. Седовой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной и других. Л.М. Рожина полагает, что «Важнейшим побудителем интереса к учению является активная мыслительная деятельность, которая подкрепляет и развивает у школьника желание учиться, вызывает и формирует интерес к учебной деятельности. Особенно благоприятный материал для формирования интереса - случай, когда житейские представления учащихся приходят в противоречия с научными понятиями. Наличие противоречий между житейскими и научными понятиями учитель использует, как исходный мотив для создания проблемной ситуации, для формирования интереса к раскрытию сущности явлений, их причин и условий, определяющих различный характер их протекания».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………….…9
1.1. Понятие «познавательный интерес», методы, способы формирования…..………………………………………………………..…...….9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………10
1.3. Формы, методы и средства формирования познавательного интереса на уроках иностранного языка……......................................................................................................16
Выводы по первой главе……………………….…...............................24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………25
2.1. Разработка и внедрение комплекса заданий по английскому языку, направленного на развитие познавательного интереса подростков ………………………………………………………………….…25
2.2. Разработка и внедрение комплекса заданий по испанскому языку, направленного на развитие познавательного интереса подростков………………………………………………………………..……38
Выводы по второй главе……………………….………………........…61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………63
Список библиографических источников…..………….………..…..65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...71
Список библиографических источников
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективеМ.: Просвещение, 1989. 223 сБабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 2015. 208 с.
Беляев М.Ф. Психология интереса. М. : Просвещение, 2014. 259 с.
Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации М.: Просвещение, 1966. С.54-56.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. 172 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2009. 231 c.
Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию М.: Просвещение, 1985. 144с
Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема/Современные проблемы науки и образования. 2012. 242с.
Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2014, № 8. С. 309-312.
Выготский Л.С. Психология развития человек. М. : Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. 1136 с.
Выскребенцева И.В. Нетрадиционные формы проведения урока [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2014/04/01/statyanetraditsionnye-formy-provedeniya-uroka (дата обращения: 21.01.2018).
Гоноболин Ф.Н. Внимание и воспитание. М. : Психология и педагогика, 1999. 200 с.
Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. Киев : Ряданька школа, 2000. 114 с.
Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления М.: Просвещение, 2008. 219 с.
Иванов В.Г Развитие и воспитание познавательных интересов у старших школьников. Л. : ЛГУ, 1999. 97 с.
Ильин В.С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д: Книжное издательство, 2001. 224 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
Именно Г. И. Щукиной была представлена наиболее отчётливая структура познавательного интереса. С её точки зрения, познавательный интерес состоит из следующих компонентов:
1. Интеллектуальный компонент — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность[29, c. 66]. Я.Л. Пичаевская и Е.Н.Удина считают, что интеллектуальный компонент в полной мере включает в себя информационное содержание и определенные способности работать с ним [17, c. 11].
2. Процессуальный компонент —развитие познания осуществляется в процессе деятельности, которая связана с присвоением инструмента для познания окружающего мира и переноса его в разнообразные виды детской деятельности.
3. Эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту. Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Отношение к процессу познания развивается в результате возникновения положительных эмоциональных реакций на деятельность и ее произвольность, которая связана с проявлением волевого усилия, что свидетельствует о включении эмоционально — волевого компонента.
4.Волевой компонент — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.
Таким образом, познавательный интерес способствует к активизации различных психических процессов, таких как: внимания, восприятия, памяти, воображения. Познавательный интерес — один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение. Несмотря на то, что учёными многогранно освещены вопросы о его структуре, видах, стадиях развития, эта проблема ещё долгое время будет объектом пристального внимания.