Профилактика буллинга среди подростков в образовательной среде
ВВЕДЕНИЕ
Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст представляет собой самый трудным, конфликтный и противоречивый этап формирования индивидуума. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его ровестники, осуществляется борьба за лидерство, конфликты.
Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга состоит в том, что травля осуществляется продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля. «Жертве» очень трудно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Буллинг как феномен девиантного поведения в подростковом возрасте
1.2 Характеристика буллинга в подростковом возрасте
1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Организация тренинга как средства профилактики буллинга
2.3. Анализ эффективности тренинга
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы
Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен // А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. - 2013. - № 3. - С. 149 - 159.
Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. / Л. Берковец. - М.: 2001. - 512 с.
Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЕПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск. - 2015. - С. 148.
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 105. -С. 159-165.
Березнёва Я. В. Диагностика межличностного взаимодействия дошкольников, школьников и студентов : сб. метод. материалов для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования пособие / Я. В. Березнёва, Л. И. Станисилавчик. -Барановичи : РИО БарГУ, 2018. - 66 с.
Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных / С.В. Кривцова. - М.: 2011. -250 с.
Мосина О.А. Проблема буллинга в образовательной среде / О.А. Мосина, В.С. Устенко // Научно-методический журнал «Концепт». -2016. -№ 29. -С. 144 -148.
Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. -№ 6 (108). -С. 151-154.
Попова Е.И. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде / Е.И. Попова, И.В. Пчелинцева // Научно-методический журнал «Концепт». -2017. -№ №6 (июнь). -С. 106-110.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб : 2016. -420 с.
Расчёт Т-критерия Вилкоксона: [сайт]. - URL: https://math.semestr.ru/group/wilcoxon.php (дата обращения: 12.12.2021г)
Таким образом, при разрешении буллинга следует учитывать психологические особенности участников этого процесса, а также учитывать и внешние факторы такие как, понимание роли агрессии при взаимодействии с другими и социальные регуляторы агрессивного поведения.
Д.Н. Гриненко рассматривает факторы становления агрессивного поведения булли (агрессора) в зависимости от социальных условий, а именно наличия или отсутствия наказания в ответ на насилие, а также как этот фактор влияет на становление личности [17].
К. Бютнер условно разделяет проявление агрессивных действий на три группы: запрещаемая, допустимая и условно допустимая агрессия [11].
В первую группу, запрещаемой агрессии, относятся не объективные действия и которые ведут к наказанию и осуждению со стороны общества. Результатом такой агрессии является нанесение физического или психологического вреда.
При допустимой агрессии существует объективная угроза личности, а так же в эту группу можно отнести эмоциональную разрядку, проявляющуюся в агрессивной форме которой предшествовало накапливающееся раздражение или неудовлетворенность чем-то. Такой вид агрессии не ведёт к санкциям, хотя может вызвать порицание в обществе. Допустимая агрессия схожа с условно допустимой тем, что впоследствии на агрессивные действия не накладываются санкции. K. Rigby также отмечает, что главное отличие условно допустимой агрессии в том, что её целью является нанесение морального или физического вреда, тогда как при допустимой агрессии такой цели нет [80].