Профилактика буллинга среди подростков в образовательной среде

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Профилактика буллинга среди подростков в образовательной среде. В работе рассматриваются аспекты буллинга в подростковом возрасте, а также эмпирическое исследование по профилактике буллинга среди подростков средством тренинговой работы.
Author image
Dima
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.08.2023
Объем файла
262 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3200 руб.
4000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст представляет собой самый трудным, конфликтный и противоречивый этап формирования индивидуума. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его ровестники, осуществляется борьба за лидерство, конфликты.
Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга состоит в том, что травля осуществляется продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля. «Жертве» очень трудно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Буллинг как феномен девиантного поведения в подростковом возрасте
1.2 Характеристика буллинга в подростковом возрасте
1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Организация тренинга как средства профилактики буллинга
2.3. Анализ эффективности тренинга
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Список использованной литературы

Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен // А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. - 2013. - № 3. - С. 149 - 159.
Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. / Л. Берковец. - М.: 2001. - 512 с.
Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЕПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск. - 2015. - С. 148.
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 105. -С. 159-165.
Березнёва Я. В. Диагностика межличностного взаимодействия дошкольников, школьников и студентов : сб. метод. материалов для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования пособие / Я. В. Березнёва, Л. И. Станисилавчик. -Барановичи : РИО БарГУ, 2018. - 66 с.
Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных / С.В. Кривцова. - М.: 2011. -250 с.
Мосина О.А. Проблема буллинга в образовательной среде / О.А. Мосина, В.С. Устенко // Научно-методический журнал «Концепт». -2016. -№ 29. -С. 144 -148.
Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. -№ 6 (108). -С. 151-154.
Попова Е.И. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде / Е.И. Попова, И.В. Пчелинцева // Научно-методический журнал «Концепт». -2017. -№ №6 (июнь). -С. 106-110.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб : 2016. -420 с.
Расчёт Т-критерия Вилкоксона: [сайт]. - URL: https://math.semestr.ru/group/wilcoxon.php (дата обращения: 12.12.2021г)
 

Таким образом, при разрешении буллинга следует учитывать психологические особенности участников этого процесса, а также учитывать и внешние факторы такие как, понимание роли агрессии при взаимодействии с другими и социальные регуляторы агрессивного поведения.

Д.Н. Гриненко рассматривает факторы становления агрессивного поведения булли (агрессора) в зависимости от социальных условий, а именно наличия или отсутствия наказания в ответ на насилие, а также как этот фактор влияет на становление личности [17].

К. Бютнер условно разделяет проявление агрессивных действий на три группы: запрещаемая, допустимая и условно допустимая агрессия [11].

В первую группу, запрещаемой агрессии, относятся не объективные действия и которые ведут к наказанию и осуждению со стороны общества. Результатом такой агрессии является нанесение физического или психологического вреда.

При допустимой агрессии существует объективная угроза личности, а так же в эту группу можно отнести эмоциональную разрядку, проявляющуюся в агрессивной форме которой предшествовало накапливающееся раздражение или неудовлетворенность чем-то. Такой вид агрессии не ведёт к санкциям, хотя может вызвать порицание в обществе. Допустимая агрессия схожа с условно допустимой тем, что впоследствии на агрессивные действия не накладываются санкции. K. Rigby также отмечает, что главное отличие условно допустимой агрессии в том, что её целью является нанесение морального или физического вреда, тогда как при допустимой агрессии такой цели нет [80].