Государственная политика в сфере культуры и ее реализация на муниципальном уровне
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в условия реформирования всех сфер общественной жизни современной России, проблема культурной политики, как инструмента социального развития общества, приобретает особую актуальность [40].
Актуальность темы настоящей работы оправдывается в настоящий момент и тем, что воплощение концепции развития культуры и искусства в отдельно взятом регионе созвучно с проблемами, которые имеются в других субъектах федерации в этой же отрасли, а именно: проблемы качества и количества культурно-досугового сектора; проблемы по реальному сохранению объектов культурного наследия областного и федерального уровней; проблемы спада библиотечного обслуживания; проблемы в развитии материально-технической стороны музейного сектора; проблемы удержания государственного сектора по кинообслуживанию граждан.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение4
1 Теоретические аспекты формирования и реализации государственной политики в сфере культуры на муниципальном уровне7
1.1 Понятие и содержание политики современного государства в сфере культуры7
1.2 Механизм разработки и реализации государственной политики в сфере культуры на муниципальном уровне14
1.3 Государственная политика в области библиотечного дела20
2 Анализ государственной политики в сфере культуры ставропольского края и ее реализации на муниципальном уровне27
2.1 Организационные основы управления Министерством культуры Ставропольского края27
2.2 Анализ эффективности реализации государственной культурной политики в Ставропольском края34
2.3 Оценка реализации культурной политики в муниципальных библиотеках Ставропольского края49
3 Обоснование основных направлений совершенствования реализации культурной политики на муниципальном уровнЕ58
3.1 Программно-целевой подход при реализации государственной политики в сфере культуры Ставропольского края58
3.2 Разработка Концепции развития муниципальных общедоступных библиотек Ставропольского края (2022-2027 гг.)68
3.3 Разработка проекта профессионального развития библиотечного персонала Шпаковского муниципального округа76
Заключение89
Список использованной литературы92
Приложение 1 Паспорт муниципальной программы «Развитие культуры и художественного творчества в Шпаковском муниципальном округе в 2022-2025 годы»97
Приложение 2 Концепция развития муниципальных общедоступных библиотек Ставропольского края (2022-2027 гг.)99
Приложение 3 Муниципальный проект «Профессиональное развитие библиотечного персонала Шпаковского муниципального округа»100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 2001.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/
Национальный проект «Культура». – Текст: электронный // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. – 2020. – 29 мая. –URL: https://www.mkrf.ru/about/national-project/about-project/
Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2018 года №592-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры»//URL: http://docs.cntd.ru/document/550308392
Положение о министерстве культуры Ставропольского края, утверждённое постановлением Правительства Ставропольского края от 16 августа 2012 г. № 296-п (актуализированная редакция по состоянию на 16 октября 2017 года) // URL: http://www.mincultsk.ru/index.php/min/2010-03-02- 15-03-25
Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
Антонова, М.А. Роль и значение сферы культуры какфактора социально-экономического развития // В сборнике: Проблемы иперспективыразвития социально-экономическогопотенциалароссийских регионов.Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». - 2018. - С. 69-73.
Астафьева, О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - 69 с.
Булочников, П.А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. - 2019. - № 2. - С. 17-28.
Востряков, Л.Е. Государственная культурная политика: Понятия и модели: монография//Л.Е. Востряков.- СПб.: СЗИ РАНХиГС, 2011. -167с.
Задачей региональной составляющей является обеспечение максимальной доступности населения к культурным благам. В частности, в качестве одной из целей проекта выступает увеличение на 15% количества посещений организаций культуры, а также 5-ти кратный рост обращений к цифровым ресурсам культуры.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2018 №592-п (ред. от 17.12.2019) «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры» была утверждена региональная одноименная государственная программа.
Программа рассчитана на срок с 2019 по 2024 год, при этом объем финансирования составляет 8297,4 млн. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 7975,3 млн. рублей, из поступлений средств в краевой бюджет - 272,4 млн. рублей, из средств участников 49,4 млн. рублей.
Таким образом, основная доля финансирования программы придется на средства краевого бюджета - 96,1%, а основная часть финансирования придется на первые два года реализации программы. Участниками программы чаще всего выступают муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия программы.
Исходя из представленных индикаторов реализации программы, в таблице 3 представим ожидаемые ключевые показатели, определенные на конец 2024 года, и их сравнительный анализ с показателями 2017-2018 годов, которые выступили стартовыми значениями.
Таким образом, основными целевыми установками программы выступают повышение материально-технической базы учреждений культуры, в рамках которого на конец 2024 года в 228 учреждениях должны произойти изменения, в 6 раз по объему должно быть увеличено использование иных, кроме краевых источников финансирования, на 0,2% должна быть увеличена доля негосударственных учреждений сферы культуры и на 15 единиц должно быть увеличено количество мероприятий, проводимых подведомственными министерству учреждениями.