Изучение представлений об известных людях родного (Курского) края у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать бесплатно курсовую работу на тему: Изучение представлений об известных людях родного (Курского) края у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Author image
Dima
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.08.2023
Объем файла
523 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Краеведение способствует решению главной задачи в развитии и подготовке обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи при знакомстве со своей местностью осуществляется коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальными нарушениями.. Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений невелика, в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями.
В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6

1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.2 РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 9

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 9

1.3 ТРУДНОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСВОЕНИЮ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 13

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ О ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЯХ КУРСКОГО КРАЯ 19

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ О ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЯХ КУРСКОГО КРАЯ 19

2.2 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников на занятиях детской риторики [Текст] / Я. В. Александрова // Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях : материалы V Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 12-21 мая 2014 года / ред. кол. : А. В. Чепкасов, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – С. 5-7.
2. Аршуляк, Я. В. Краеведение – основа патриотического воспитания в системе начального образования [Текст] / Я. В. Аршуляк // Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в современных условиях : материалы V Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 12-21 мая 2014 года / ред. кол.: А. В. Чепкасов, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – С. 8-11.
3. Бабакова, Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения [Электронный ресурс] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бабакова Татьяна Анатольевна. - М., 1996. – 341 с. – URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-shkolnogo-ekologicheskogo-kraevedeniya; дата обращения: 19.08.2015.
4. Большая Российская Энциклопедия [Текст] : В 30 т. / Председатель научн. - ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 15. Конго-Крещение. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2010. – С. 558.
5. Большая Российская Энциклопедия [Текст] : В 30 т. / Председатель научн. - ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 25. П – Пертурбационная функция. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2014. – С. 456.
6. Вишнякова, Е. А. Организационно-методическое обеспечение краеведческой работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. ист. наук: 13.00.03 / Вишнякова Екатерина Анатольевна. – М., 2011. – 36 с. – URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-0

И.И. Бескоровайный сущность школьного краеведения определял как «...образовательно-воспитательную работу по изучению природных особенностей, промышленности, сельского хозяйства, общественного, экономического и культурного развития местного края в целях подготовки учащихся к труду, повышения уровня их общего образования». [18]

 Н.В. Рубанова под школьным краеведением понимает работу как школы, так и внешкольных учреждений по изучению и преобразованию родного края в целях приобщения детей к труду и жизни. [19]

Современные исследователи придерживаются мысли, что школьное краеведение – это процесс познания и передачи знаний о родной земле и жизни на ней, что осуществляется от одного поколения к следующему
Современный исследователь Г. Гуменюк определяет школьное краеведение как фактор воспитания личности через углубленное ознакомление с природой, хозяйственной деятельностью, историческим прошлым родного края, его культурно-образовательными традициями. [7]
Наиболее полное и объективное определение понятия «школьное краеведение» дано в Энциклопедии образования (2008) под редакцией В. Кременя, где этот термин трактуется как организованная и управляемая педагогом деятельность учеников, которая состоит из образовательно-познавательных, поисково-опытных, практически творческих компонентов, и направленная на систематическое изучение, сохранение и воссоздание культурного наследия родного края.

Всестороннее изучение края предполагает исследование природы, истории, хозяйства, искусства, населения, его культуры и быта. На современном этапе своего развития краеведение становится тем связующим звеном, которое объединяет опыт, знание особенностей своего края с управлением развития природной средой и экономикой.[5]
Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе присутствует много определений понятия «школьное краеведения», тем не менее, не сформулировано.