Особенности эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос изучения психологической готовности к школьному обучению достаточно актуален для исследователей из различных отраслей научного знания. Ученые, работающие в области психологии, педагогики, физиологии, в своих трудах выдвигают различные критерии готовности ребенка к процессу обучения в школе, а также спорят о возрастных границах, позволяющих начинать процесс школьного обучения. Это связано с тем, что с фундаментом здания можно сравнить психологическую готовность к обучению в школе. Современная наука изобилует информацией о возможных путях совершенствования и реформирования системы школьного обучения, способах определения и возможностях развития потенциала дошкольника, значимости периода дошкольного детства по отношению ко всему процессу онтогенетического развития человека. Все это, вкупе с протекающими в современном обществе социально-культурными процессами, обуславливает широкий интерес научной общественности к проблеме определения дефиниции «готовность к школе» и подходам для его изучения.
Современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. С точки зрения онтогенетического развития человека, поступление в школу является достаточно важным этапом в формировании личности ребенка. В рамках школьного обучения изменяется общий режим дня ребенка, его образ жизни, устанавливается новая система взаимоотношений с окружающими. Перед ребенком теперь ставятся совершенно новые для него задачи, решение которых требует становления новых видов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятия «эмоционально-волевая готовность к школе», «мотивационная готовность к школе» в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей шести и семи лет 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Результаты экспериментального анализа 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в социальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 85 с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: 2003. – 29 с.
3. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М.: 2002. –112 с.
4. Божович Л. И., Барабанова М.С. Избранные психологические труды. – М.: 1995. 10 – 36 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МГУ, 1999. 25 – 503с.
6. Божович Л.И., Урутина Т.М. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. 10 – 75
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. 55 – 164 с.
8. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19 – 25
9. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56 – 61.
10. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2001. 125 – 211с.
11. Венгер А.Л., Урунтаева Т.В. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. 96–144 с.
12. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1998. – 98с.
13. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66 – 74.
14. Витцлах, Кулагина Л.Ю. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. 50– 126 с.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо – М.: 2004. – 432 с.
16. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–110.
17. Выготский, Л. С., Кубарева Л.А. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. соч. – М., 2003. 140с .
18. Герасимов С. В. Когда учение становиться привлекательным. – М.: Знание, 2000. – 320 с.
19. Городинская, В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психол.наука и образование . – 1997. – № 2. – С. 42 – 46.
20. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
21. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., МГУ, 1996. – 64 с.
23. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
24. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М., 2001. 39 – 259 с.
25. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. – 591 с.
26. Дитярев Ю. В., Литвинов В. Г. и др. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: 1998., – с.56
27. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
28. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 69 с.
29. Журавлев Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Курс лекций. – М.: Издательство МГОУ, 2003.– 299 с.
30. Как обеспечить учебно-познавательную мотивацию учащихся: формы и виды учебной деятельности / У. Зайцева [и др. ] // Сельская школа. - 2007. – С. 75–87.
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: 2002. – 96 с.
32. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96 – 100.
33. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
34. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
35. Круглова, Н. Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность / Круглова Н. Ф. Панов В. И // Прикладная психология. - 2001. — № 5. – С. 41.
36. Круглова, Н.Ф. Несформированность регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности-причина ее неуспешности / Н.Ф. Круглова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - N4/5. – С. 67 – 74.
37. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. – 1995. 3 – 9с.
38. Левсенко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. – М.: 2001. –217с.
39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
40. Луньков А. И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома – М.: 1995.-98с.
41. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.:2006. – 82 с.
42. Обухова Л. Ф. Детская психология теории, факты проблемы – М.: 1995.-347с.
43. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
44. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) / Е. Л. Подшивалова, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2003. –N 2. – С. 57–66. – (Психология профессиональной деятельности).
45. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
46. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25 – 28.
47. Сидоренко Е.Б. Методы математической обработки в психологии.-СПб.: «Речь», 2002. – 349с.
48. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
49. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: 2003.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.
Зачисление малыша в среднее учебное заведение уточняет целый строй задач пред специалистами по психологии и учителями в течение период работы с грядущим первоклассником: выявить точку его готовности к школьному обучению и индивидуальные индивидуальности его работы, общения, поведения, психологических действий, ко¬торые надо полно принять во внимание в ходе изучения; ежели может быть возместить возможные пробелы и повысить школьную решимость, тут наиболее задержать профилактику школьной дезадаптации; пометить стратегию и стратегию обучения грядущего первоклассника с учетом его индивидуальных способностей. Постановление данных проблем призывает полной проработки эмоциональных свойств нынешних первоклассников, которые прибывают в школу в 6-7 лет с разнообразным «багажом», доставляющим комплекс эмоциональных новообразований раннего возрастного шага — дошкольного детства. Особенности возрастного периода 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, активизируя через улучшения психофизиологических функций и завершая происхождением трудных индивидуальных новообразований [Алямовская В.Г., 2002, с.164]. Момент дошкольного детства – это тот период, в течении которого воспитатели и родители обязаны осмыслить ребят и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые представлены ему собственным полом, когда мы желаем вырастить юношей и девченок.