Особенности эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу, в которой изучаются особенности эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.08.2023
Объем файла
308 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос изучения психологической готовности к школьному обучению достаточно актуален для исследователей из различных отраслей научного знания. Ученые, работающие в области психологии, педагогики, физиологии, в своих трудах выдвигают различные критерии готовности ребенка к процессу обучения в школе, а также спорят о возрастных границах, позволяющих начинать процесс школьного обучения. Это связано с тем, что с фундаментом здания можно сравнить психологическую готовность к обучению в школе. Современная наука изобилует информацией о возможных путях совершенствования и реформирования системы школьного обучения, способах определения и возможностях развития потенциала дошкольника, значимости периода дошкольного детства по отношению ко всему процессу онтогенетического развития человека. Все это, вкупе с протекающими в современном обществе социально-культурными процессами, обуславливает широкий интерес научной общественности к проблеме определения дефиниции «готовность к школе» и подходам для его изучения.
Современная школа предъявляет к будущему первокласснику  достаточно высокие требования. С точки зрения онтогенетического развития человека, поступление в школу является достаточно важным этапом в формировании личности ребенка. В рамках школьного обучения изменяется общий режим дня ребенка, его образ жизни, устанавливается новая система взаимоотношений с окружающими. Перед ребенком теперь ставятся совершенно новые для него задачи, решение которых требует становления новых видов деятельности.

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9

1.1. Понятия «эмоционально-волевая готовность к школе», «мотивационная готовность к школе» в психолого-педагогической литературе 9

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей шести и семи лет 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36

2.1. Организация и методики исследования 36

2.2. Результаты экспериментального анализа 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в социальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 85 с.

2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: 2003. – 29 с.

3. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М.: 2002. –112 с.

4. Божович Л. И., Барабанова М.С. Избранные психологические труды. – М.: 1995. 10 – 36 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МГУ, 1999. 25 – 503с.

6. Божович Л.И., Урутина Т.М.  Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. 10 – 75

7. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. 55 – 164 с.

8. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19 – 25

9. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56 – 61.

10. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2001. 125 – 211с.

11. Венгер А.Л., Урунтаева Т.В. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. 96–144 с.

12. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1998. – 98с.

13. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66 – 74.

14. Витцлах, Кулагина Л.Ю.  Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996.  50– 126 с.

15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо – М.: 2004. – 432 с.

16. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–110.

17. Выготский, Л. С., Кубарева Л.А. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. соч. – М., 2003. 140с .

18. Герасимов С. В. Когда учение становиться привлекательным. – М.: Знание, 2000. – 320 с.

19. Городинская, В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психол.наука и образование . – 1997. – № 2. – С. 42 –  46.

20. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.

21. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.

22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., МГУ, 1996. – 64 с.

23. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.

24. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология.  – М., 2001. 39 –  259 с.

25. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. – 591 с.

26. Дитярев Ю. В., Литвинов В. Г. и др. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: 1998., –  с.56

27. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.

28. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 69 с.

29. Журавлев Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Курс лекций. – М.: Издательство МГОУ, 2003.– 299 с. 

30. Как обеспечить учебно-познавательную мотивацию учащихся: формы и виды учебной деятельности / У. Зайцева [и др. ] // Сельская школа. - 2007. – С. 75–87.

31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: 2002. – 96 с.

32. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96 – 100.

33. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.

34. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.

35. Круглова, Н. Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность / Круглова Н. Ф. Панов В. И // Прикладная психология. - 2001. — № 5. – С. 41.

36. Круглова, Н.Ф. Несформированность регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности-причина ее неуспешности / Н.Ф. Круглова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - N4/5.  – С. 67 – 74.

37. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. – 1995.  3 – 9с.

38. Левсенко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. – М.: 2001. –217с.

39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.

40. Луньков А. И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома – М.: 1995.-98с.

41. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.:2006. – 82 с.

42. Обухова Л. Ф. Детская психология теории, факты проблемы – М.: 1995.-347с.

43. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.

44. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) / Е. Л. Подшивалова, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2003.  –N 2. – С. 57–66. –  (Психология профессиональной деятельности).

45. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.

46. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25 – 28.

47. Сидоренко Е.Б. Методы математической обработки в психологии.-СПб.: «Речь», 2002. – 349с.

48. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.

49. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: 2003. 

50. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.

Зачисление малыша в среднее учебное заведение уточняет целый строй задач пред специалистами по психологии и учителями в течение период  работы с грядущим первоклассником: выявить точку его готовности к школьному обучению и индивидуальные индивидуальности его работы, общения, поведения, психологических  действий, ко¬торые надо полно принять во внимание в ходе изучения; ежели может быть возместить возможные пробелы и повысить школьную решимость, тут наиболее задержать профилактику школьной дезадаптации; пометить стратегию и стратегию обучения грядущего первоклассника с учетом его индивидуальных способностей. Постановление данных проблем призывает полной проработки эмоциональных свойств нынешних первоклассников, которые прибывают в школу в 6-7 лет с разнообразным «багажом», доставляющим комплекс эмоциональных новообразований раннего возрастного шага — дошкольного детства. Особенности возрастного периода  6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, активизируя через улучшения психофизиологических функций и завершая происхождением трудных индивидуальных новообразований [Алямовская В.Г., 2002, с.164]. Момент дошкольного детства – это тот период, в течении которого воспитатели и родители обязаны осмыслить ребят и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые представлены ему собственным полом, когда мы желаем вырастить юношей и девченок.