Управление развитием психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе

Скачать дипломную работу, в которой исследуется управление развитием психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.08.2023
Объем файла
177 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Происходящие изменения в об¬ществе, формирование правового государства определяют актуальность об¬ращения к проблеме качества профессиональной подготовки юриста. Системообразующим критерием качества профессиональной подготовки юриста выступает общая и профессиональная культура личности, поскольку культу¬ра имеет необходимый потенциал прямого и опосредованного влияния на со¬держание и характер профессиональной деятельности человека.
Проблемы формирования профессиональной культуры юриста в целом и отдельных ее компонентов широко исследуются в современной науке. Анализ литературы, посвященной развитию профессиональной культуры юриста, позволяет выделить совокупность важнейших системообразующих ее составляющих: правовая культура (А.Н. Бабенко, Н.Л. Гранат, В.В. Кожевникова, В.П. Сальников и др.); нравственная или профессионально- этическая культура (Д.И. Градовой, Г.В. Дубов, А.А. Журавлев, А.А. Знаменская В.П. Малахов, В.М. Морозов, О.Ю. Скуднова, С.Н. Тихомиров, и др.); педагогическая культура (Н.Р. Битянова, А.В. Буданов, В.А. Ильин, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин и др.); информационная культура (P.A. Абдусаламов и др.).

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ 

ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1.1. Анализ понятия «психологическая культура» в научной литературе

1.2. Проблема развития психологической культуры студентов – будущих юристов

1.3. Управление процессом развития психологической культурой юристов в процессе обучения в вузе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Описание и характеристика программы по развитию психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе

2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практическая психология : учебник для студентов вузов. –  Изд. 6-е., перераб. и доп. – М. : Академический Проект, 2001. – 480 с. 

2. Аверин В.А. Психология личности : учебное пособие. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А.,1999. – 89 с.

3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М. : Директ-Медиа Паблишинг, 2008. –  134 с. 

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа : учеб. для вузов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с. 

6. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. – М. : Ин-т психологии РАН, 2006. – 462 с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 

8. Будовская И.В. Формирование психологической культуры курсантов учебных заведений МВД России: Автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.07). – Курск, 2007. 24 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

10. Васильев B.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. – СПб.: Знание, 1995. – 76 с.

11. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 655 с.

12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М. : ИЦ  ПКПС, 2004. – 84 с. 

13. Ветвицкая С.М. Психолого-педагогические условия и механизмы развития психологической культуры студентов-юристов // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2017. – № 14. – С. 162-167.

14. Воропаев Д.А., Павлов В.И., Савенок А.Л. Современные подходы к пониманию права и их влияние на развитие отраслевой юридической науки, законодательстваи правоприменительной практики // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2018. – № 1 (336). – С. 178-205.

15. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Воронеж, 1996. – 510 с.

16. Газизова Р.Р. Формирование культуры отношения к участникам образовательного процесса у будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2014. – 164 c. 

17. Гаспарян Д.О. К вопросу о профессионализме студентов юридических специальностей // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – № 15. – С. 109-114.

18. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн. : Харвест, 1998. – 800 с.

19. Дубовицкая Т.Д. Концепции и методы психологической помощи : учеб. пособие. – Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 207 с.

20. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3. – C. 17-21.

21. Дубровина И.В. Психологическая культура и образование // Национальный психологический журнал. – Научно-аналитическое издание. – Москва. – МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – № 1(2). – С. 16-20.

22. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 2006. – 530 с.

23. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : – Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 40 с.

24. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 67 с. 

25. Зорина В.В. Особенности понимания иностранными обучающимися – будущими юристами чистоты как коммуникативного качества речи //  Вопросы гуманитарных наук. – 2019. – № 6 (105). – С. 59-62.

26. Иванова С.В., Родионов Л.А. К вопросу о правовом сознании и психологической подготовке студентов юридического вуза // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 5 (108). – С. 305-307.

27. Кисин К.А. Педагогические условия развития культуры межличностных отношений в воинских подразделениях : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08. – Биробиджан, 2003. – 207 c.

28. Кожевников В.В. Проблема соотношение профессиональной и профессионально-правовой культуры юриста // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2014. – Т. 1. – № 5 (5). – С. 60-67.

29. Колмогорова Л.С. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 47-56.

30. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – С. 83-91. 

31. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн. : ТетраСистемс, 2000. – 432 с.

32. Копылова Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 162-164. 

33. Красовский В.В. Психолого-акмеологические факторы развития психологической культуры будущего юриста в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12 (116). – С. 118-122.

34. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. – 2003. – № 1-2. – С. 232-241.

35. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с. 

36. Масленникова В.Ш., Зиннатова Г.М. Формирование психологической компетентности специалиста правовой сферы на основе культуры личности // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 3 (128). – С. 50-55.

37. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по направлению «050400 – Психолого-педагогические образование» / авт.-сост. А.В. Малолеткова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 172 с. 

38. Мосейко К.В., Савельева И.В. К вопросу о факторах профессиональной деформации и роли психологической культуры в ее предупреждении // Достижения вузовской науки. – 2012. – № 1. – С. 103-108.

39. Мотков О.И. Психология самосознания личности: практическое пособие. – М., 1993. – 145 с.

40. Намсараева О.С. Содержательные и методические проблемы преподавания гражданского права в вузе // Евразийский юридический журнал. – 2016. – № 9 (100). – С. 281-284.

41. Никифорова Д.Ф. Влияние личностных и социально-психологических установок на профессиональную деятельность юриста // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 55.

42. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах подготовки специалистов в области ювенальной юстиции // Администратор суда. – 2014. – № 2. – С. 13-24.

43. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. – М. : аспект Пресс, 2000. – 607 с.

44. Перепелкин В.И., Кузьмин Ю.А. Взаимоотношение морали и правосознания // Oeconomia et Jus. – 2019. – № 4. – С. 47-52.

45. Поздняков В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 2 (53). – С. 75-77.

46. Поздняков В.М. Психологическая юриспруденция как междисциплинарная наука и область психопрактики // Психология и право. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 206-219.

47. Полякова Л.С. Формирование психологической культуры современного специалиста в условиях технического вуза : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.08. – Кемерово, 2005. – 157 с.

48. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : «Сфера», 1997. – 526 с.

49. Психология личности : учебное пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М. : Эксмо. – 2007. – 653 с.

50. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с. 

51. Рубцов В.В. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 2. – С. 136-141.

52. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы // Материалы конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». – Московский городской психолого-педагогический университет, 12 февраля 2008. – С. 24-28.

53. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №3(32). – С. 3-12. 

54. Савельева И.В. Развитие психологической культуры юриста средствами психологического образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-1. – С. 223-226.

55. Савельева И.В. Развитие психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2007. – 167 c. 

56. Савощикова Е.В. Особенности формирования профессиональной правовой культуры и личности юриста в рамках образовательного процесса в вузе // Педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 79-85.

57. Саутенкова М.. Социально-психологические особенности развития эмоциональной культуры студентов : дисс. … канд. психол. наук : 19.00. – Актобе, 2004. – 200 с.

58. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2004. – 48 с.

59. Соколова Е.Н., Лукьянченко Н.В. Психологические проблемы формирования профессиональной культуры будущих юристов в контексте повышения ее качества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. – № 11. – С. 74-79.

60. Сорочан В.В. Профилактика профессиональной деформации студентов в России при изучении курса «Профессиональная этика юриста» // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2015. – № 2 (7). – С. 15-19.

61. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. Издание седьмое, переработанное и дополненное. – Издательство М. : Республика, 2001. – 719 с. 

62. Цыганий С.А. К вопросу о сущности культуры профессионально-правового общения юриста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1-2. – С. 144-148.

63. Шумилина И.В. Постановка проблемы совершенствования психологической культуры руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 16-23.

64. Шумилина И.В. Психологическая культура и аутопсихологическая компетентность руководителей органов внутренних дел //  Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 3. – С. 284-288.

65. Юлбердина Л.Р. Проблема формирования психологической культуры у будущих юристов // Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки в инновационных социокультурных условиях: Сб. научных трудов по материалам XVIII Международной науч.-практ. конф. 31 марта 2021 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан /– Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2021. – С. 192-193.

Стоит отметить, что также, как и на этапе констатирующего эксперимента, статистически значимые изменения не выявлены по фактору «Стремление к творчеству». Но при этом необходимо обратить внимание на то, что все-таки некоторые тенденции в изменении уровней существуют: если изначально у 100% испытуемых экспериментальной группы был низкий уровень стремления к творчеству, то на этапе контрольного эксперимента у 25% студентов экспериментальной группы выявлен средний уровень. Отсутствие статистически значимых различий по фактору «Стремление к творчеству», на наш взгляд, свидетельствует о недостаточной интеграции профессионально важных качеств и идентификации личности с профессиональной деятельностью.
Наиболее статистически значимые различия выявлены по фактору «Стремление к конструктивному ведению дел» (р=0,01). Данный факт объясняется, на наш взгляд, тем, что у студентов произошла переоценка своих возможностей, увеличилась адекватность самооценки лиц, участвовавших в формирующей работе, что привело к осознанию необходимости постоянного саморазвития и самосовершенствования.