Разработка рекомендаций по формированию экскурсионных программ на примере историко-культурного наследия Курской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Одним из регионов России, который представляет значительную туристическую ценность, является Курская область.
Среди выдающихся людей нашей Родины, прославивших ее открытиями и исследованиями в науке и технике, есть немало курян. Также немало курян и среди деятелей культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ…………………...…………………………5
1.1 Экскурсия-основная часть экскурсионных программ…………...................5
1.2. Технологии разработки экскурсионных программ………………………...9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………......................................................................26
2.1 Историко-культурное наследие Курской области …………......................26
2.2 Разработка рекомендаций по формированию экскурсионных программ на примере Курской области………….....................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арцыбашев Д.В. 100 лет туристско-экскурсионной деятельности в России (80-е гг. XIX – 80-е гг. XX веков). – Курск: Изд-во Курск. госун-та. 2013. – 124 с.
Бабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник. Минск: издательский центр «Новое знание», 2002. -404 с.
Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Состояние и проблема туризма в Российской Федерации: аналитическая записка. Санкт-Петербург: издательский центр «Невский фонд», 2004. -82 с.
Велединский В.А. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы: учебник. Саратов: издательский центр «Звезда», 2009. -295 с.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.
Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
История туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/books_history/sokolova [Дата обращения 15.12.2021]
Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
Официальный сайт администрации Курской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kursk.ru [Дата обращения 18.12.2021]
Статистический ежегодник Курской области. 2016: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2016. -434 с
Туристский паспорт Курской области. 2015. Курск, 2015. -288 с.
Туристско-рекреационный центр Курской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gokursk.ru/pro/about [Дата обращения 19.12.2021]
«Центр историко-культурного наследия города Курска» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nasledie-kursk.ru [Дата обращения 19.12.2021]
Чудновский А.З., Жукова М.А. Менеджмент туризма: учебное пособие. Москва: издательский центр «ФиН», 2002. -209с
Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;