Реализация кейс-метода на занятиях в ПОО
Введение
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. С помощью традиционных методов не всегда можно достичь поставленных целей.
Активные методы отличаются от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в основе последнего лежит принцип передачи обучающимся знаний в готовом виде; в случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности обучающихся. Следовательно, необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения, вовлекая обучающихся «в предлагаемые обстоятельства»
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы реализации текс-метода на занятиях в ПОО 5
1.1 Сущность кейс-метода 5
1.2 Методика реализации кейс-метода на занятии. 17
Выводы по разделу 1 31
2 Опыт реализации кейс-метода на занятиях в «ЮУрГТК» 32
2.1 Общая характеристика образовательного процесса ПМ.03 Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей тема 2.1 Водоподготовка 32
2.2 Методика проведения практического занятия по теме «Способы улучшения качества воды» с использованием методов реализации кейс-метода 34
2.3 Описание результатов реализации кейс-метода на занятиях 38
Выводы по разделу 2 40
Заключение 41
Библиографический список.………………………………………..……….42
Приложение 1 ………………………………………………………….……
Библиографический список
Бабакова Т. А., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. − 64 с.
Профессиональное образование. https://didacts.ru/termin/metodika.html
Козырева, Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.,«Просвещение»,2005, [Электрон.ресурс]
Безбокова А. Case-study как метод, способствующий формированию ключевых компетенций обучающихся,07.08.2016.
Кузнецова, Ю. В. Плотников М. В. Чернявская О. С. Технология case-study / учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2014 – 208 c.
А. Долгоруков. Case-study как способ (стратегия) понимания.- Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Под ред. А.Долгорукова, Москва, Центр интенсивных технологий образования, 2002, с.22-44.
Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода [Текст] / Под ред. Ю.П. Сурмина– Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов//Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194.
Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Приложение 1
Кейс «Модернизация станции водоподготовки»
В населенном пункте действует система водоснабжения из подземного источника. Качество воды не соответствует по бактериальным показателям в связи с изношенностью водопроводных труб. Прочитайте схему водоподготовки и предложите мероприятия для улучшения её работы и повышения качества воды по бактериальным показателям.
Кейс «Выбор оборудования для доочистки воды»
Исходные данные:
Объект водопотребления: поликлиника
Этот неигровой имитационный метод обучения в настоящее время считается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем. Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов. В России эта методика практикуется с 90-х годов прошлого века. В обучении в основном применяются кейсы, составленные американскими или европейскими специалистами. Созданные на реалиях западных компаний, они не учитывают особенностей российского бизнеса, что значительно снижает их обучающую ценность.
Кейс – это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из сферы бизнеса или юриспруденции, медицины или строительства. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Во всех сферах востребованы специалисты, способные эффективно работать в команде, генерировать идеи и разрабатывать технологии их внедрения, люди активные, думающие, умеющие анализировать большие объемы информации. Одним из методов развития интеллектуальной активности студента выступает кейс-метод, суть которого заключается в том, что обучающиеся самостоятельно и в группе должны проанализировать представленное им описание какой-либо ситуации, взятой из реальной практики управления, бизнеса, выделить проблему, предложить ее решение.