Особенности спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с нарушением слуха в дисциплине прыжков с шестом
ВВЕДЕНИЕ
Спорт для людей с нарушением слуха – это один из способов реабилитации, социализации, самоутверждения личности, и, конечно же, здоровой конкуренции и борьбы. Занимаясь теми же видами спорта, выступая по тем же правилам, что и обычные спортсмены, но при этом имея проблемы с нарушением слуха, спортсмены достигают таких же результатов, что и обычные, а иногда даже показывают результаты, превышающие их.
Согласно литературным источникам, поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду отклонений и, прежде всего, к задержке в речевом развитии. Это является следствием уменьшения объемов получаемой информации, что оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов, и тем самым сказывается на процессе овладения двигательными навыками. Соответственно, таким спортсменам свойственны некоторые нарушения в двигательной сфере, такие как недостаточно точная координация и некоторая неуверенность в движениях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ШЕСТОВИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА7
1.1.Анатомо-физиологическая характеристика нарушения слуха7
1.1.1.Классификация нарушений слуха9
1.1.2. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов10
1.2 Методика подготовки спортсменов с нарушением слуха15
1.2.1 Особенности технической подготовки спортсменов с нарушениями слуха18
1.3. Физическая подготовка высококвалифицированных шестовиков23
1.4 Современное состояние методики подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха27
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ30
2.1.Цель, задачи и методы исследования30
2.2.Организация исследования32
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШЕСТОВИКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ36
3.1.Формирование групп36
3.2.Методика организации эксперимента43
3.3.Результаты исследования47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ59
ПРИЛОЖЕНИЯ63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - Международная педагогическая академия,1994.-110 с.
Астафьева В.М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода / В.М. Астафьева. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с.
Байкина Н.Г. Диагностика и коррекция двигательной сферы у лиц с нарушениями слуха, Запорожье: ЗГУ, 2003, 232 с.
Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков //Адаптивная физическая культура.- 2002 - №4.
Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 192с.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Академия, 2002. - с. 3-203 12.
Богомильский М.Р., Орлова О.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2008г. - М., С.- 399
Бріскін Ю., Линець М., Болях Е Оздоровча і спортивна робота з неповносправними, Львів, 2004, 128 с.
Винник Д.П. Адаптивное физическое воспитание и спорт, Киев: Олимпийская литература, 2010, 608 с.
Вовненко К.Б., Лотина О.В. Психологическое сопровождение спортсменов с нарушениями слуха как условие их социализации // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность // Материалы III ВНПК, г. Сочи, 7-9октября 2010г. – Сочи. – С.190-193.
Ворон, А. В. Прыжок с шестом: пособие / А. В. Ворон. – Минск : БНТУ, 2013. – 100 с.
Врублевский Е. П., С. В. Севдалев, А. Г. Нарскин, М. С. Кожедуб Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок: теоретико-методические аспекты / Е. П. Врублевский [и др.]; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – 223 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 367с.
Современная подготовка прыгунов с шестом является продуктом многолетней практической деятельности, основанной на общих положениях современной системы спортивной тренировки.
Чтобы показать высокие результаты в прыжках с шестом, спортсмен должен владеть высоким уровнем физических качеств, которые характерны для спринтеров, прыгунов в длину, гимнастов и акробатов.
Кроме того, в виду длительности выступлений на соревнованиях, а также продолжительности тренировок, спортсмен также должен быть работоспособным, а именно обладать общей и специальной выносливостью. Прыжки с шестом являются сложной технически-организационной системой, во время выполнения прыжка задействуются фактически все группы мышц, что предъявляет повышенные требования к разностороннему тренировочному процессу спортсмена.