Критерии оценки государственного управления лесами
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Лесной комплекс в России - это сложная хозяйственная система, объединяющая в своем составе две равноценные составляющие - лесохозяйственную и лесопромышленную. Управление в лесном комплексе обладает существенной спецификой, которая определяется тем, что оно имеет две построенные на различающихся принципах подсистемы: государственное управление лесами (в части лесного хозяйства) и управление производственной деятельностью предприятий, осуществляющих лесозаготовку и деревопереработку. При этом обе части лесного комплекса - лесное хозяйство и лесная промышленность - равноправны и тесно взаимосвязаны. При этом лесное хозяйство обеспечивает воспроизводство ресурсов, потребителем которых является лесная промышленность. Иными словами, лесное хозяйство выступает ресурсной базой для развития всех отраслей лесного комплекса. Несмотря на значительные запасы лесных ресурсов, лесной комплекс Российской Федерации не играет соответствующей роли в экономике страны. Причина этого лежит в несовершенстве управления, определяемом, во многом, реформированием системы государственного управления лесами.
В таких условиях весьма актуальным представляется проведение исследования теоретико-методологических основ эффективности государственного управления, выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию показателей оценки эффективности государственного управления лесами.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ 7
1.1. Федеральный уровень управления лесами 8
1.2. Межрегиональный уровень управления лесами 14
1.3. Региональный уровень управления лесами 16
1.4. Локальный уровень управления лесами 18
1.5. Экономическая эффективность государственного управления лесами 20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РФ 30
2.1. Критерии оценки эффективности государственного управления лесами 30
2.2. Целевые прогнозные показатели 32
2.3. Целевые показатели государственной программы «Развития лесного хозяйства» 33
2.4. Показатели федерального проекта «Сохранение лесов» 35
2.5. Показатели стратегии развития лесного комплекса до 2030 года 36
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ 38
3.1. Методика оценки эффективности государственного управления лесами 38
3.2. Рейтинг субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства 45
ГЛАВА 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ 47
4.1. Анализ показателей эффективности 47
4.2. Совершенствование показателей оценки эффективности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 01.09.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/(дата обращения: 15.03.2021).
2. Большаков А.С. Основы лесоуправления: учебное пособие / А.С. Большаков. Сыктывкарский лесной институт. - Сыктывкар: СЛИ, 2017. - 80 с.
3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2006 № 838 (ред. от 13.02.2019) «Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107227/(дата обращения: 09.02.2021).
4. Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 №141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей" // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130544/(дата обращения: 29.01.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2019 № 1502. – URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201911260006 (дата обращения: 21.05.2020).
6. Приказ Минприроды России от 09.12.2014 № 545. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprirody-rossii-ot-09122014-n-545 (дата обращения: 21.05.2020).
7. Морковина С.С. Инновации в лесном хозяйстве: особенности создания и перспективы // Лесотехнический журнал. - 2017. - № 3. - С. 192.
8. Морковина С.С. Совершенствование инструментария анализа организации лесного хозяйства / С.С. Морковина, И.С. Зиновьева, Ю.Г. Денисова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 40 (295). - С. 58-64.
9. Петров В. Н. Организация, планирование и управление в лесном хозяйстве: Учебное пособие / В. Н. Петров. – СПб. : Наука, 2010. – 416 с.
10. Петров В. Н. Экономические и правовые проблемы лесного сектора и пути их решения / В. Н. Петров // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА – 2018): Сборник трудов I Всероссийской школы молодых ученых, Симферополь-Судак, 02–07 октября 2018 года / Под общей редакцией В.М. Ячменевой. – Симферополь-Судак: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 276-288.
11. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России. // Вестник института экономики РЛН. 2015. № 6. С. 44-55.
12. Звягинцев П.С. Программно-целевой подход к инвестированию инновационного развития и импортозамещения в России. Научный доклад. — М: Институт экономики РАН, 2016. С. 44с.
13. Научное обоснование предложений по изменению лесной политики, экономическим отношениям и управлению лесным сектором с учетом региональных функций: отчет о НИР / СПбГЛТУ / Рук. В. Н. Петров. регистрационный номер НИОКТР АААА-А16-116042610015-5. - СПб: СПбГЛТУ, 2018. - 71 с.
14. Отраслевая отчетность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о расходах на исполнение полномочий в области лесных отношений, о доходах от использования лесов // ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ». – URL: https://roslesinforg.ru/ (дата обращения: 03.07.2020).
15. Стандарт лесоуправления и лесопользования. Система лесной сертификации. PEFC RUSSIA ST-01-2015. С. 39.
16. Отчет «Сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации» (форма № 2-ОИП) за 2016 год.
17. ГП «Развитие лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 (ред. от 31.03.2021). – URL: https://base.garant.ru/70644228 (дата обращения: 27.09.2021).
18. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. Минприроды России). – URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya (дата обращения: 28.09.2021).
19. Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400235155 (дата обращения: 28.09.2021).
20.Официальный сайт Рослесхоза URL: http://rosleshoz.gov.ru/ (дата обращения: 28.09.2021).
21. Портал Госпрограмма РФ. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/. (дата обращения: 28.09.2021).
22. Государственный доклад «Экология» URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/gosudarstvennoe-upravlenie/gosudarstvennye-programmy/section.pdf. (дата обращения: 28.09.2021).
23. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства URL: https://aviales.ru/ (дата обращения: 28.09.2021).
24. Кренева К. А. Организация управления лесами на локальном уровне / К. А. Кренева // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА – 2021): сборник трудов IV Всероссийской школы-симпозиума молодых ученых, г. Симферополь, 14–15 октября 2021 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой; редкол.: Е. Ф. Ячменев, Т. И. Воробец, Р. А. Тимаев. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. – С. 347–349. – ISBN 978-5-907506-27-5. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46944913.
25. Кренева К. А. Показатели оценки эффективности органов государственной власти в области лесных отношений / К. А. Кренева // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА – 2021): сборник трудов IV Всероссийской школы-симпозиума молодых ученых, г. Симферополь, 14–15 октября 2021 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой; редкол. : Е. Ф. Ячменев, Т. И. Воробец, Р. А. Тимаев. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. – С. 350–353. – ISBN 978-5-907506-27-5. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46944914.
26. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 194 (ред. от 23.01.2014) "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127262/ (дата обращения: 21.05.2020).
27. Щетинский Е. А. Совершенствование государственного управления по предупреждению и борьбе с лесными пожарами / Е. А. Щетинский // Лесохозяйственная информация. – 2004. – № 5. – С. 36–39.
28. Обзор лесопромышленного комплекса России за 2020 год. – URL: https://proderevo.net/analytics/main-analytics/obzorlesopromyshlennogokompleksa-rossii-za2020-god/page-2.html (дата обращения: 29.09.2021).
29.Официальный сайт Комитета по природным ресурсам Ленинградской области // Государственные программы. – URL: https://nature.lenobl.ru/ru/ deiatelnost/gosudarstvennye-programmy/ (дата обращения: 29.09.2021).
30. Минпромторг предлагает создать в России стратегию ведения лесного хозяйства. – URL: https://tass.ru/ekonomika/7885815 (дата обращения: 25.10.2021).
Например, к максимуму стремится критерий «Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев) в общем количестве ликвидированных лесных пожаров». Здесь суть в том, что пожары нужно ликвидировать как можно быстрее, в идеале - в первые сутки. Но работа по обнаружению и тушению пожара может оказаться недостаточно эффективной, и тогда лес будет гореть 2-3-4-... дня. Естественно, это нанесет больший ущерб. Поэтому чем больше пожаров потушат в первые сутки, тем лучше.
Допустим, в субъекте зафиксировано 100 лесных пожаров, из них только 5 пожаров сумели потушить в первые сутки, остальные 95 пожаров длились дольше и нанесли большой экономический и экологический ущерб. Значение критерия у данного субъекта будет = 5/100 = 5%. А в другом субъекте из 100 пожаров 88 потушили в первые сутки, значение критерия у данного субъекта будет равно 88%. И так рассчитают по всем субъектам РФ. Лучшим по этому критерию будет тот, у кого значение критерия больше, чем у остальных. Ему и присвоят первое место по данному критерию.