Психологические особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте

Скачать дипломную работу, цель исследования – исследовать особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.07.2023
Объем файла
181 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Проблема агрессивного поведения младших школьников чрезвычайно актуальна для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости на экране и в СМИ беспокоит родителей и учителей. Также играет роль увлечение детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
В последние годы значительно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Новость о том, что дети забивают друг друга до смерти, продолжает шокировать. Значительный рост числа агрессивных детей - одна из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. К тому же агрессивный ребенок создает массу проблем не только для окружающих, но и для себя.
Агрессивное поведение детей — это не просто тревожное явление, а очень серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны по отношению к другим. Их отношения с родственниками, сверстниками и учителями всегда напряженные и двойственные. Агрессивные выделения подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой чертой личности, отрицательно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующие возрастные периоды.
Большое количество литературы и экспериментальных работ по данной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время создана обширная теоретическая база. На этот вопрос обращают внимание такие исследователи, как Р. Бэрон, Б. Крэйхи, К. Лоренц, Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Бандура, Н.М. Платонова, С.Л. Колосова, В.С. Собкин, М.С. Жамкочьян, И.А. Фурманов, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, А.В. Гриценко, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы проявления агрессии в младшем школьном возрасте

1.1. Понятие агрессивного поведения……………………………………........7

1.2. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте........................................................................................................10

1.3. Условия преодоления проявления агрессивного поведения младших школьников..................................................................................................14

Вывод по первой главе…………………………………………………………..17

Глава II. Эмпирическое исследование агрессии и её проявления у младших школьников

2.1. Организация исследования. Описание методик исследования агрессии…………………………………………………………………………..18

2.2. Диагностика агрессивного поведения младших школьников.....................23

2.3. Реализация педагогических условий, направленных на преодоление проявлений агрессивного поведения младших школьников в условиях общеобразовательной школы...............................................................................31

2.4. Анализ и обобщение результатов..................................................................39

Вывод по второй главе…………………………………………………………...42

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………46

Список литературы:

1. Алексеева Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева. // Директор школы. 2000. № 6. С.72-80

2. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А. А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: БукиВеди, 2015. С. 87-89

3. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 2012.- 122с.

4. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка – Синтез, 2010.72с.

5. Выгодский Л.С. Психология. – М.: Из – во ЭКСМО – Пресс, 2011.1008с.

6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2012.144с.

7. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. 2-е изд.М.: Айрис-пресс, 2013.48с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений.8-е изд., М.: Издательский центр «Академия».2012.416с.

9. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер. 2013.224 с.

10. Курбатова Т. Н., Муляр. О.И. Проектированная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство. СПБ., 2011.132с.

11. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии//Вопросы психологии. – №6.2014. 18с.

12. Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ метод. пособие. М.: Айрис-пресс.2011.384с.

13. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие/Сост. Л.В. Шипова. Саратов, 2016. 56с

14. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2012.116с.

15. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер. 2013. 204 с.

16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина.5-е изд., доп. – М.:Издательский центр «Академия»,2010.-200с.

17. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. 2-е изд. М.: АРКТИ.2010.80с.

18. Опыт стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки / А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35-58

19. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 2012.125с.

20. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//дошкольное воспитание- 2013. №6.84-89с.

21. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. – СПб.: Речь, 2012. 336с.

22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 2014. – №5.

23. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная Пресса.2013.48с.

24. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2010.128с.

25. Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Средний и старший дошкольник возраст Дошкольное воспитание.2014. №8.73с.

26. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Владос. 2012.365с.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./ М–во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с. 

28. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в последней редакции).

29. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. Ростов н/Д:Феникс 2011.251

30. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск: ООО «Попурри», 2012. 315с.

31. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2013.160с.

32. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. 2015. № 5. C.23-25

33. Шишкина К. И. профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии во внеурочной деятельности / К.И. Шишкина, М.В. Смолин. – Текст : электронный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 22. – С. 20-24. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29202844 (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 07.10.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

На формирующем этапе с учётом результатов проведенных диагностических методик осуществлялась разработка и реализация педагогической работы, направленной на преодоление агрессивного поведения младших школьников экспериментальной группы. 
Анализ ранее изученной литературы показал, что психологопедагогическая профилактика агрессивного поведения детей включает социальный, педагогический и психологический аспекты. В связи с этим, в комплекс занятий дети были включены вместе со своей семьёй. 
Младших школьников включали в активную деятельность различных кружков дополнительного образования, внеклассной работы, проводили индивидуальные беседы с детьми как отдельно, так и в кругу семьи. 
Также проводилась работа с семьёй, давались подсказки родителям о наиболее эффективных формах занятости детей. Педагоги, используя воспитательные меры, со стороны обучающего процесса делали акцент на индивидуальный подход в обучении, целью же стало расширение ЗУН, накапливаемых ребёнком.