Сплочение коллектива детей ОВЗ по средствам социального психологического тренинга
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире особенное место занимает инклюзия. Дети ОВЗ в обществе плохо социализируются в силу своих особенностей.
Данная проблема чрезвычайно актуальна, так как в последнее время возрастает стрессовая нагрузка как на общество в целом, так и на личность в отдельности, а детям справиться с этой ситуацией еще сложнее. Людям постоянно приходится преодолевать себя бороться за выживание. Поэтому инклюзивное образование все больше и больше притягивает наши взгляды не оставаясь в стороне.
Для преодоления трудных ситуаций человеку необходимо использовать все возможные ресурсы, чтобы быть адаптивным и находиться в состоянии психологической безопасности.
Проблема поведения детей с легкой умственной отсталостью привлекает внимание и не дает спокойно жить. Многие ученые занимаются этим вопросом на протяжении большого количества времени.
Так, например, данную проблему изучали М. Монтесори, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной, М.С. Певзнер, С.С. Мухина и Д.Н.Исаева
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕММЕ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ С ОВЗ 8
1.1. Общая характеристика детей ОВЗ 8
1.2. Социально психологические особенности детей ОВЗ с легкой умственной отсталостью 21
Задержка психического развития (ЗПР) 22
1.3 Социально психологические условия для сплочения коллектива детей ОВЗ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ ОВЗ ПО СРЕДСТВАМ ТРЕНИНГА 35
2.1. База, организация и методы исследования 35
2.2. Тренинговая программа на сплочение коллектива детей ОВЗ 41
2.3.Сравнительный анализ результативности 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000
2. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 108-116
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
4. Вроно М.Ш. Задержки психического развития // Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — С. 442-508.
5. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000.
6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2003.
8. Ковалев В.В., Маринчева Г.С. Олигофрении // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 349-400.
9. Макаров И.В. Клинические рекомендации по диагностике и лечению умственной отсталости у детей и подростков. — 2015.
10. Маринчева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — С. 612-680.
11. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русск. яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. — СПб.: АДИС, 1994.
12. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. — С. 218-237.
13. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
14. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии / Под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 607-721.
15. Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача / Под ред. А.Г. Гофмана. — М.: МЕДпрессинформ, 2006.
16. . Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи [Текст] : пособие для педагога-дефектолога / А. Г. Зикеев. - М. : ВЛАДОС, 2013 (5 экз.)
17. 2. Инклюзивное образование [Текст] : настольная книга педагога, работающего сдетьми с ОВЗ : [методическое пособие] / [Староверова М. С и др. ; под редакцией М. С. Староверовой]. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)
18. 3. Коняева Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: рекомендовано УМО по специальностям пед. образования : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Олигофренопедагогика" / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : ВЛАДОС, 2014 (10 экз.)
19. 4. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7-ми лет с нарушением речи [Текст] / автор-составитель С. Ф. Рыжова. - 2-е изд., перераб. - Волгоград : Учитель, [2017?] (5 экз.)
20. Медико-биологические основы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методический комплекс по дисциплине : учебно-теоретическое пособие / сост. Е. Н. Теселкина. - Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2017 (100 экз.)
21. Методика обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями речи: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / сост. Л. Ю. Кошелева. - Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2017 (50 экз.)
22. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: в 2 ч.: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Сурдопедагогика" . Часть 1 / [Е. Г Речицкая и др.] ; под редакцией Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС, 2013 (5 экз.)
23. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: в 2 ч. : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Сурдопедагогика" . Часть 2 / [Е. Г Речицкая и др.] ; под редакцией Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС, 2013 (5 экз.)
24. Рау М. Ю.Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР: методическое пособие / М. Ю. Рау. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)
25. Спирина Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учебное пособие для подготовительного - первого классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений с методическими рекомендациями / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)
26. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей [Текст] : методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Б. К. Тупоногов. - М. : ВЛАДОС, 2014 (10 экз.)
27. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
28. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / сост.: Г. А. Поваляева, Н. А. Солдатова. - Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2018 (120 экз.)
29. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
30. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — М. Юрайт, 2018 (2 экз.)
31. Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании : учебное пособие для академического бакалавриата / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
32. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
33. Технические средства реабилитации инвалидов и безбарьерная среда / Е. Е. Ачкасов [и др.]; под ред. Е. Е. Ачкасова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 (1 экз.)
34. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. - 480с.
35. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.;Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144с.
36. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Гриценко Лариса Ивановна. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 240 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
38. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
39. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М. Просвещение,1978
Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе: Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование. Предметно-практическая деятельность. Самообслуживающий труд. Использование бытовых устройств. Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью. Художественно-прикладной труд. Творческая деятельность. Спорт. Если с ребенком трудно Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если...» и «Что делать, если... 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.