Психолого-педагогические условия коррекции школьной тревожности и субъективного ощущения одиночества у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый период является чрезвычайно важным этапом развития личности. Это время изменений, трансформации и преобразования, становления нового человека, формирования характера и ценностной-смысловой сферы. Подростку необходима помощь со стороны близких взрослых для того, чтобы справиться со всеми возрастными задачами, понять изменения, происходящие с его телом, справиться с чувством одиночества. Последнее является наиболее важной задачей, т.к. именно в подростковом возрасте субъективное ощущение одиночества протекает наиболее остро. Связано это с подростковым кризисом смысла жизни, а желание подростков казаться взрослыми иногда приводит к конфликтам с родителями, сверстниками и друзьями. Еще одной причиной переживания подростками субъективного ощущения одиночества являются неблагоприятные условия жизни и развития. Субъективное ощущение одиночества следует определить как психологический феномен, который отражает эмоциональное состояние личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Субъективное ощущение одиночества как психологическая проблема
1.2. Проблема школьной тревожности в психолого-педагогических исследованиях
1.3. Психологические особенности школьной тревожности и субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СУБЬЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Описание и характеристика программы по коррекции субъективного ощущения одиночества и школьной тревожности у подростков
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- Апуневич О.А. Взаимосвязь склонности к Интернет-зависимости с чувством одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте // Ученые записки Череповецкого государственного университета. – 2015. –№ 1. – С. 6-9.
- Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2010. ‒ № 1. – С. 36-48.
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. – 2009. ‒ № 2. – С. 18-24.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. ‒ М.: ПЭР СЭ, 2008. ‒ 160 с.
- Блаувельт Е.И. Итоги экспериментальной работы, направленной на выявление школьной тревожности у младших подростков // Globus: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 7. – № 2 (42). – С. 9-15.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Издание 2-е, стереотипное. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. ‒ М.: Издательство «Институт практической психологии». ‒ Воронеж: МОДЭК, 1997. ‒ 352 с.
- Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 26-34.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
- Гаранина Ж.Г., Русяйкина Н.С. Психологические особенности школьной тревожности подростков // Огарёв-Online. – 2020. – № 11 (148). – С. 2.
Это означает, что экзамены, контрольные и другие ситуации публичной проверки знаний в целом не вызывают у них волнения выше адаптивного уровня. 44% подростков (двадцать два подростка) относится к подгруппе с повышенной тревожностью. Для этих детей ситуации опросов на уроках, экзамены вызывают достаточно сильную тревогу. 36% подростков (восемнадцать учащихся) относится к подгруппе с высокой тревожностью. У этих детей ситуации проверки знаний вызывают сильное беспокойство вплоть до того, что подросток может оказаться не в состоянии ответить или написать контрольную работу. Тревога у таких подростков сохраняется в течение длительного времени и после завершения тревожащей ситуации.
По шестому фактору (страх не соответствовать ожиданиям окружающих) у 52% подростков (двадцать шесть испытуемых) – нормальная тревожность. Этим подросткам не свойственно беспокоиться о том, как другие оценивают их результаты деятельности, поступки. У 32% выборки (шестнадцать подростков) наблюдается повышенная тревожность по данному фактору. Им свойственно испытывать тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими. И у 16 % (восемь подростков) – очень высокая тревога. Они постоянно напряжены, ожидают негативных оценок своих действий, постоянно беспокоятся о том, что подумают о них окружающие.