Исследование государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере Хабаровского края
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни. Однако на современном этапе развития общества деятельность ЖКХ в большинстве регионов России характеризуется низким качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием ресурсов и неприемлемым загрязнением окружающей среды. Кризисные явления, сопровождающие реформы ЖКХ, осложняют процесс адаптации организаций жилищно-коммунального комплекса к рыночным отношениям и требуют кардинальных мер по разрешению проблем, стоящих перед ними. Для повышения конкурентоспособности ЖКХ в новых условиях хозяйствования требуется реорганизация действующего экономического механизма управления. Новый механизм должен предусматривать оптимальное взаимодействие не только между производителями и потребителями услуг ЖКХ, но и между организационными структурами, входящими в состав жилищно-коммунального хозяйства.
Актуальным направлением повышения эффективности управленческой деятельности ЖКХ является применении концепции сбалансированного управления. Сбалансированное управление предполагает повышение качества информации, используемой в процессе управления, усиление гибкости и дина-мичности системы управления организациями ЖКХ, упреждающую реакцию на изменение внешней среды, наличие алгоритмов принятия оптимальных со-гласованных управленческих решений. Реализация концепции сбалансирован-ного управления является задачей комплексного реформирования системы ор-ганизациями ЖКХ.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством в РФ …………………………………………. 6
1.1. Состав и структура жилищно-коммунального хозяйства ….6
1.2. Нормативно-правовая основа управления жилищно-коммунальным хозяйством в РФ..................................................................11
2. Организация управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории Хабаровского края…………………………………………….17
2.1. Правовой статус Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.......................................................................17
2.2. Анализ деятельности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по основным направле-ниям сферы жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края …21
3. Перспективы совершенствования системы государственного управ-ления жилищно-коммунальным хозяйством в Хабаровском крае……...31
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в Хабаровском крае …….............31
3.2. Оценка эффективности предложений по совершенствова-нию мер управления жилищно-коммунальным хозяйством в Хабаровском крае ……………………………………………………………………36
Заключение …………………………………………………………………48
Список литературы……………………….................................................... 51
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 дек; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ с изм. и доп. на 03.04.2018 г. [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/docu
ment/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения 01.11.2021).
3. О газоснабжении в Российской Федерации: федер. закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N 14. - Ст. 1667; 2021 - № 24 (Часть I). – Ст. 4202.
4. Об электроэнергетике: федер. закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N 13. - Ст. 1177; 2021 - № 24 (Часть I). – Ст. 4188.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N 40. - Ст. 3822; 2021 - № 27 (Часть I). – Ст. 5117.
6. О водоснабжении и водоотведении: федер. закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 50. - Ст. 7358; 2021 - № 27 (Часть I). – Ст. 5104.
7. О представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: пост. Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 с изм. и доп. на 31.07.2021 г. [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_114247/1dc2ccc34653658a6d4ab1c18f42c5cf0ab5b46a/ (дата обращения 01.11.2021).
8. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: пост. Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 с изм. и доп. на 2205.2020 г. [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146317/ (дата обращения 01.11.2021).
9. О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг: пост. Правительства РФ от 08.12.2020 N 536-пр [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/regb
ase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW011;n=153155#0no8znSy4RWpOdHo (дата обращения 01.11.2021).
10. О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае: закон Хабаров-ского края от 13.10.2005 N 304 (ред. от 18.02.2021) [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/r
egbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW011;n=155204#LBH9znS9JSBgcszE (дата обращения 01.11.2021).
11. Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: пост. Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр [Электронный ресурс] // КoнсультaнтПлюc: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&
base=RLAW011&n=22528&dst=100001#QKbFznSQlzBdNWQr (дата обращения 01.11.2021).
12. Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению: пост. Правительства Хабаровского края от 06 июля 2015 года N 176-пр [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465324094?section=
status (дата обращения 01.11.2021).
13. О создании общественного совета по вопросам жилищно — комму-нального хозяйства Хабаровского края: приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 04.12.2013 № 73 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465312312?section=status (дата обращения: 01.11.20
21).
14. Абдуллина А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 183-185.
15. Агаева Л.К. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью на предприятиях городского хозяйства // Материалы конференций: сб. статей / под ред. В.К. Семѐнычева. – Самара, 2013. – С. 138-142.
16. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / под ред. А.Г. Кобилева, А.Д. Кирнева, В.В, Рудой. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 608 с.
17. Курносова Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг // Наука – промышленности и сервису. – 2012. – № 7. – С. 103-106.
18. Мамедов Р.О. Содержание и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 55 (2). - С. 129–134.
19. Полонский Ю.В. Договор дороже денег / Ю.В. Полонский // Управление многоквартирным домом. – 2014. – С. 31-33.
20. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – Санкт-Петербург: Питер, 2001 – 509 с.
21. Шомина Е.С. Новые задачи в сфере жилищного просвещения // Журнал Управление многоквартирным домом. – 2014. – № 3. – С. 25-32.
Макроэкономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий государственной Программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов инфраструктуры ЖКХ. Макроэкономические риски могут повлечь изменения стоимости предоставления ЖКУ (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения края. Риск финансового обеспечения, который связан с недофинансированием Программы, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Операционные риски, имеющие место, связаны с несовершенством си-стемы управления, недостаточной технической и нормативной правовой под-держкой Программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов. Операционные риски обусловлены недостатками законодательного регу-лирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и другие), что может привести к невыполнению Программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках Программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, как показывает предыдущий опыт, также может потребовать значительных сроков практического внедрения.