Социально-психологические особенности адаптации у военнослужащих к службе по контракту
Введение
Воинская служба является достаточно важным этапом в жизни каждого молодого человека. Самым острым моментом для личности военнослужащего является начало службы, или адаптационный период. В этот период актуализируются все основные трудности и сложности молодого человека. Важно не только суметь влиться в новый коллектив, но и проявить себя.
В сложные периоды жизни, например, такие как призыв в армию, у личности актуализируются все прошлые травмы, непережитые ситуации, которые оказывают огромное влияние на адаптацию в ситуации. Помимо этого в адаптационном процессе проявляются и все особенности свойств и качеств личности. Следует учесть, что формирование личности происходит прежде всего в семье.
Военная служба является тем этапом в жизни молодого человека, когда приходится самому принимать решения, отстаивать свое мнение, проявлять свое отношение и многое другое. В связи с этим, военнослужащие, испытывают сложности в прохождении воинской службы.
Содержание
Введение
1 Теоретический анализ проблемы процесса адаптации военнослужащих по контракту
1.1 Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы по контракту
1.2 Особенности переживания адаптации к военной службе
1.2.1 Проблемы адаптации и дезадаптации?военнослужащих по контракту.
1.3 Методика работы должностных лиц подразделения по созданию условий для адаптации молодого пополнения
1.4 Адаптация военнослужащих контрактной службы и роль должностных лиц подразделения по успешному вводу их в учебно-боевую деятельность
Глава 2. Психологические особенности профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту
2.1. Описание процедуры и методы исследования
2.2Результаты исследования
2.3 Психологическое сопровождение военнослужащих.
Результаты повторного исследования
Заключение
Рекомендации
Список использованных источников
Приложение
Список использованных источников
Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. – 108 с.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – Спб.: Питер, 2005. – С. 214-222.
Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард;[пер. с англ.]. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
Кадыров, Р.В. Хрестоматия по военной психологии / Р. В. Кадыров.- М: Изд-во ТОВМИ, 2008. - 260 с.
Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов/ А.Карелин; – М.: Эскимо, 2008. – 416с.
Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2007 - 143с.
Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Абикенова,Ф.С., Есимова Р.Ж., Быстревская Л.К., Аринова С.М., Иманбаева Г.Н., Кенжебекова С.Б., Умер Ф.И. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2004.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 496 с., 2006
Пантилеев, С.Р. Самоотношение / С.Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия.– Самара: Бахрам-М, – 2007. – 364с..
Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности / Н.И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрам-М. – 2000. – 412с.
Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 141 с.
Султанова, И.В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. - № 3?(5) – С.23-28
Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина. – М.: Смысл, 2001. – 234 с.
Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов. 3-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
Адаптация считается успешной, если военнослужащий усвоил профессиональные базовые знания, навыки и умения, принят коллективом, овладевает ценностями и традициями военной службы в воинской части. Таковы наиболее существенные особенности содержания, методики и организации воспитательной работы с молодыми солдатами в период их адаптации. Понятно, что они не исчерпывают всего их многообразия. В каждой части, подразделении может быть своя специфика. Вместе с тем, важно помнить что, начальный период службы молодого воина - это особенно ответственный этап в формировании его личности, когда закладываются основы морально-психологических и боевых качеств.
Выводы по первой главе:
Адаптация – это процесс приспособления к изменившимся условиям. Призыв и служба в армии - это условия, которые можно сравнить с экстремальными.