Феномен певцов-кастратов в певческом искусстве эпохи барокко
Введение
Актуальность работы. Характерная для конца XX - начала XXI века тенденция реактуализации культурных форм прошлого, в том числе возрождение барочной оперы, вызвала к жизни интерес к кастратам и кастратному пению. Современный зритель и слушатель, так же как и исследователь, почти не имеет доступной информации о певцах-кастратах и об их искусстве. Данная работа призвана восполнить этот пробел. В данной работе проводится анализ попыток создать аналог кастратного пения в современных условиях; изучается вокальная практика контратеноров, имитирующих кастратное пение. Проводится также анализ постановок барочных опер. В работе делается попытка выявить причины востребованности барочной музыки в современной культуре. Это обусловливает актуальность настоящей работы. Предмет исследования данной работы — феномен певцов-кастратов - не часто входил в круг исследовательских интересов историков музыкальной культуры. Вокруг этой темы возник некий ореол тайны и загадки.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Кастраты в опере………..……………………………………………..8
1.1 Исторические предпосылки культуры барокко. ………………………….8
1.2 Исторические предпосылки и противостояние французской и итальянской опер в творчестве кастратов……………………………………………….…..26
Глава 2. Кастраты в обществе и есть ли сейчас альтернатива им………….37
2.1 Социальные роли кастратов и завершение их эпохи в опере…………...37
2.2 Восприятие эпохи кастратов в современной культуре и есть ли альтернатива кастратам в наше время………………………………………..64
Заключение …………………………………………………………………….84
Источники и литература……………………………………………………….89
Приложение 1. Алессандро Морески ..……………………………………….97
Приложение 2. Фаринелли…………………………………………………….99
Приложение 3. Луиджи Маркези……………………………………………100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аберт Г. В.А.Моцарт (часть 1. кн. 1) М., 1978 2. Аверинцев СС. Два рождения европейского рационализма Н Вопросы философии. 1989. №З З. Адорно Т. В. Социология музыки. М.; СПб., 1999 4. Аристотель. Риторика. / Пер. О. Цыбенко. Поэтика. М., 2000 5. Артеага Э. Перевороты итальянского музыкального театра. Предисл.— В кн.: Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков. М., 1971 6. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971 7. Асафьев Б. В.Музыкальная форма как процесс, кн. 2-я ?Интонация?, м., 1947 8. Асафьев Б. В. Об опере: избранные статьи Л. 1976 9. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М.-Л., 1952 10. Бадура- Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. — М., 1972. — С. 241. 11. Базен Ж. Барокко и рококо. - М., 2001 12. Баллаша И., Гал Д. Путеводитель по операм (пер. с венг.) Кн. 2. Итальянская опера.м., 1993 13. Бальзак Оноре де. Сарразин / Новеллы и рассказы в 2 томах. Т. 1. М. — л., 1937 14. Барбье П. История кастратов. СПб. 2006 15. Барт Ролан. SZ. М, 1994 16. Бахтин М. Творчество Ф, Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965 17. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии. Л. 1961 18. Бёрни Ч.. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. — М.; Л., 1967
19.Блессингер К. Музыкальные проблемы современности и их решение. м, 1920 20. Бочаров Ю. Забытый классик XVIII века [Старинная музыка, 1999, 21. Брехт Б. Театр, тт. 1-5. М., 1963—1965 22. Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. Л., 1970. 23. Брянцева В.Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути становления и развития жанра. М.: Музыка, 1985 24. Булычева А. Стиль и жанр опер Жана-Батиста Лолли. СПб. , 1999 25. Булычева А. История Амура и Психеи (Античный сюжет в произведениях Ж.Б. Лолли и М. Локка) // Старинная музыка, 2001, № 2 26. Булычева А. Продукция коллективного творчества (Выступление в Москве Фрайбургского барочного оркестра 28 октября 2002
Сколько требовалось дипломатии, чтобы
примадонна согласилась, что споет на одну арию меньше, чем у кастрата!
Или чтобы secunda donna не роптала, что получит на шестьсот дукатов
меньше, чем соперница!» Л. Риккобони приводит анекдот об одной певице, считавшей, что «в ее первой арии обязательно должны были быть слова «felice ognora», потому что именно в этих словах она могла показать всю красоту своего голоса». В репертуаре каждого певца были так называемые «arie di baule» - «чемоданные арии». Они переезжали с ними из театра в театр и исполняли в любом оперном спектакле, совершенно независимо от его содержания.
Таким образом, вместе с социальной ролью кумира публики в ряде случаев соседствовала социальная роль капризного тирана. Из знаменитых кастратов больше всех в этой роли злоупотреблял Кафарелли. Именно его
поведение послужило поводом к написанию известной сатиры «Модный Театр» Бенедетто Марчелло.