Модификации «одиссеи» в зарубежной литературе ХХ – XXI вв
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков человечество жило мировосприятием, выстроенным мифом, мыслило его категориями. Но с развитием форм цивилизации, сопровождающимся сменой сознания, специфическое мифологическое мировоззрение архаической эпохи было утрачено. И у людей практически всех последующих эпох периодически возникает изумление перед феноменом модификации мифа. Значит ли это, что миф как специфический способ мышления исчезает вместе с примитивной культурой, или он присутствует в основании сознания последующих эпох и постархаических культур, включая современную, в некотором претворенном, видоизмененном виде? Еще столетие назад ответ на этот вопрос был бы, скорее всего, отрицательным: развитие цивилизаций и тех форм мышления, которые стали в них доминирующими, мыслилось как оппозиция мифу, как его преодоление и редуцирующая трансформация. При этом считалось, что отголоски мифа цивилизации сохраняют только в виде памятников, резервируют в фольклорных источниках, где они
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Зарождение модификации «Одиссеи»14
1.1 «Вторая Одиссея»21
1.2 Специфика образа Одиссея у Теннисона24
2 Переосмысление «Одиссеи» в новом времени27
3 «Одиссея» в русской и зарубежной современной интерпретации41
3.1 «Современный» Одиссей Мелербы, Громова, Ладыженского41
3.2 Сценическое переосмысление «Одиссеи» Штраусом49
Заключение54
Список использованных источников58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. – Москва : «Coda», 1997. – 343 с.
2 Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей / Ю.И. Айхенвальд. – Москва: Терра; Республика, 1998. – 285 с.
3 Анненский, И. Драматические произведения: Меланиппа – философ; Царь Иксион; Лаодамия; Фамира-кифарэд / И. Анненский. – Москва: Лабиринт, 2000. – 318 с.
4 Асмус, В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – Москва : Высшая школа, 1976. – 542 с.
5 Афанасьева, В. К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве / В.К. Афанасьева. – Москва : Наука, 1979. – 219 с.
6 Гесиод О происхождении богов (Теогония) / Гесиод. – Москва: Эллинские поэты. 1963. – 315 с.
7 Гомер, Илиада; Одиссея / Гомер; пер. с древнегреч.: В. Жуковского, Н. Гнедича; вступ. ст. С. Маркиша; прим. С. Ошерова. – Москва : ТЕРРА, 1996. – 750 с.
8 Гордезиани, Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. - 395 с.
9 Грейвс, Р. Мифы Древней Греции: Пер. с англ. / Под ред. и послесл. А.А. Тахо-Годи. – Москва : Прогресс, 1992. - 624 с.
10 История русской литературы: В 4-х т. Т.4. Литература конца XIX – начала ХХ века / Редкол.: Н.И.Пруцков (гл. ред.) и др. – Москва : Наука; Ленингр. отд- ние, 1983. – 784 с.
11 Козолупенко, Д.П. Миф. На гранях культуры. / Д. П. Козолупенко. –Москва: 2005. – 387 с.
12 Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Подг. к изданию А.Г. Бокщанин. - Алма-Ата: Жалын, 1985. - 384 с.
13 Лекманов, О. А. Осип Мандельштам / О.А. Лекманов. – Москва : Молодая гвардия, 2009. – 357 с.
14 Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь - справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 2-е изд. - Минск: Беларусь, 1997. - 253 с.
15 Лосев, А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. – Москва : Учпедгиз 1960. – 352 с.
16 Лосев, А. Ф Диалектика мифа / А. Ф Лосев. – Москва : Аст, 2001 – 456 с.
Эта диалектика художественного словообраза – море, подобное чело- веку, вечный его спутник и вечный соперник; море, испытующее человека, одновременно жестокое и спасительное, «холодное» и «благословенное»; море, способное показать человеку его самого, «горечь души» (Бодлер), изменить его, не изменяя, а лишь испытывая и заставляя увидеть и узнать себя настоящего – парадигма, заложенная в «Одиссее» и реализуемая и интерпретируемая в литературной традиции от Байрона, Гейне, Корнуолла, Теннисона, Китсаи Суинбернадо Бодлера, Рембо, Валери, Фаулзаи Мердок. Эта парадигма создаёт литературный диалог – залог жизни художественного произведения в перспективе «большого времени».