Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (младшем школьном)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр является одним из условий готовности к школьному обучению, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ материала по проблеме исследования 6
1.1 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР 6
1.2 Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с ЗПР 10
2 Констатирующий эксперимент 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Методы и методики исследования 19
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 30
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 286 с.
2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. – М., 1989. – 213 с.
3. Беркинблит, М.Р. Фантазия и реальность / М.Р. Беркинблит, А.Д. Петровский. – М., – 1968. – 268 с.
4. Богословский, В.В. Основы общей психологии / В.В. Богословский. – М., 1981. – 315 с.
5. Боровик, О.Д. Развиваем воображение / О.Д. Боровик. – М: Дошкольное образование, 2001. – 109 с
6. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. – М: Издательство Юрайт, 2018. – 425 с.
7. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика / Н.С. Ежкова. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 183 с.
8. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников// Назарова М.П., Маренич И.А. Вопросы психологии. – М.: Школа–Пресс, 1995, №1.
9. Защринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие / О.В. Защринская. – Санкт-Петербург: СПГУ, 2019. – 210 с.
10. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2005. – 234 с.
11. Ильина, М.В. Развитие невербального воображени / М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2004. – 221 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2004. – 287 с.
13. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С.Коршунова. – М., 1979. – 318 с.
14. Кравцова, Е.А. Психология игры / Е.А. Кравцова. – М: Литрес, 2018. – 423 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2–х т. Т.1. –М.: 1989. 16. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте / Е.С. Слепович. – М.,1994. – 218 с.
17. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин, И.И. Мамайчук, И.А. Михаленкова. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 287 с.
18. Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности / Н.И. Стрелянова. – М., 1964. – 348 с.
19. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 412 с.
20. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. –М.: Педагогика, 1990. – 267 с.
21. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М., 1995. – 307 с.
22. Урунтаева, Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. Практикум / Г.А. Урунтаева. – М., 1997. – 287 с.
23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М., 1997. – 347 с.
24. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии / А.И.Щербакова. – М., 1990. – 315 с.
25. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – 317 с.
Отмеченные особенности, несомненно, свидетельствуют о недостаточной интенсивности воссоздающего воображения, а также о значительных трудностях подчинения ребенком своей умственной деятельности поставленной перед ним задаче. III этап. Исследование воссоздающего воображения на этом этапе показало, что только 10% детей (Кристина О.) справились с заданием на высоком уровне, т е.они, посмотрев на контурное изображении сразу или подумав, отвечали, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" – отвечали, что мальчик играет с собакой. У 50% старших дошкольников с задержкой психического развития (Коля Д., Ира К., Надя У., Алина Ш., Артем З.) был выявлен средний уровень успешности, т. е. эти дети только с помощью взрослого понимали, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" – отвечали, что бегают или гоняются.