Факторы риска, способствующие формированию девиантного поведения у студенческой молодежи

Цель исследования – проанализировать сущность и особенности студенческой молодежи как социально-демографической группы и выявить причины девиантного поведения и пути решения данной проблемы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.03.2023
Объем файла
58 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В каждую историческую эпоху формируются и развиваются определенные группы населения, отличающиеся отличительными особенностями. При этом молодое поколение всегда считалось носителями передовых знаний и идей. В особенности это выражается в современное время, когда научно-технический прогресс развивается очень быстро. Поэтому очень важно, чтобы молодежь была интегрирована в происходящие в государстве и обществе процессы. Так можно в полной мере применить их потенциал на благо общества и государства.
В отечественной науке молодежь начали рассматривать в качестве самостоятельной социально-демографической группы относительно недавно. В большей степени это объяснялось тем, что данная группа не укладывалась в существующую в советский период классовую структуру общества. Кроме того, это в определенной степени противоречило идеологической доктрине, основывавшейся на том, что общество должно быть социально и политически единым.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.  СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 5

1.1 Студенческая молодежь: понятие, роль в обществе, особенности 5

1.2 Понятие и причины девиантного поведения студенческой молодежи 10

2. ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ 15

2.1 Основные факторы девиантного поведения студенческой молодежи 15

2.2 Особенности профилактики девиантного поведения студенческой молодежи 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости / М. А. Ворона // СОЦИС. 2018. № 8.

2. Гилинский Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Е. А. Афанасьев, Е. А. Гилинский. – СПб., 2013.

3. Данилова Е. В. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности / Е. В. Данилова. – М.: ТГПИ, 2018.

4. Залыгина Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей: учебник / Н. А. Залыгина. – М.: Пропилеи, 2019. 

5. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-reading/book/php?book=107411 (дата обращения 15.06.2022).

6. Зубок Ю. А. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Академия, 2008.

7. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. 2019. №2.

8. Ковзиридзе М. А. Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи (социально-технологический аспект): автореф. дисс. канд. социол. наук. – М., 2011.

9. Колесникова Г. И. Девиантное поведение студентов вузов: учебник / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, И. А. Петрулевич. – М.: Феникс, 2020. 

10. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэен // Социология сегодня. 2018. №4.

11. Крапивко Е. Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде / Е. Н. Крапивко. Нальчик.: Изд-во КБУ, 2017.

12. Крапивко Е. Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России / Е. Н. Крапивко. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2018.

13. Михайловская С. А. Концеплуализация понятий «студенческая молодежь» и «вторичная занятость» в контексте социологии управления / С. А. Михайловская // Социологические науки: Вестник ЗабГУ. 2018. № 3(106). 

14. Плахотнюк Ю. И. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних / Ю. И. Плахотнюк // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2.

15. Радюкин Е. Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках / Е. Е. Радюкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. №2.

16. Сидоров П. И. Ранний алкоголизм: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Митюхляев. – Архангельск: Изд-во АГМА, 2019.

17. Солодова Т. В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи / Т. В. Солодова // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 60. 

18. Терещенко Е. Е. Проблема девиантного поведения и пути ее решения / Е. Е. Терещенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2018. №8.

19. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и Ко. 2011. 

20. Шарапов Н. П. Влияние внешних факторов на студенчество как на социокультурную общность / Н. П. Шарапов. – Омск: ОмГА, 2017. 

21. Шереги Ф. Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция: учебник / Ф. Э. Шереги. – М.: Социальная профилактика и здоровье, 2015.

Общие девиации (злоупотребление алкоголем, наркомания, преступность) характерны для социума в целом, но наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы. В контексте изучаемой проблемы представляется важным рассмотреть специфические девиации студентов – отклонения от норм, принятых в вузе. На наш взгляд, их возникновение можно объяснить теми же причинами, что и возникновение общих девиаций. Более того, они могут представлять опасность для отдельных студентов и общества в целом в связи с тем, что способны провоцировать общие девиации.