Методика организации географического кружка

Целью исследования является разработка географического кружка для 5 классов под названием «45-я параллель»
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.03.2023
Объем файла
70 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В век информационных технологий многие люди не понимают, зачем нужны такие дисциплины в школе, как история, география, обществознание и др., если все можно найти в сети Интернет. К счастью, большинство понимает, что естественно-научные предметы расширяют кругозор детей, воспитывают чувство патриотизма к своей Родине, искореняют невежество. Взрослый образованный человек должен знать, на какой планете он живет, сколько материков и океанов, какие бывают города и страны. География дает ответы на все эти вопросы. С ее помощью можно узнать многое о нашем мире, увеличить свой кругозор. Без географических знаний, которые постигали и пытались понять еще древние ученые, нас отбросит прямиком в прошлое, где теория о плоской Земле, черепахах и слонах не будет казаться чем-то немыслимым. То, с чем спорить однозначно нельзя – это новейшие информационные технологии и внеурочная деятельность, используемые в образовательном процессе. Актуальность исследования заключается в том, что современный урок географии должен использовать различные способы обучения школьников – презентации, видеофильмы, экологические тропы, кружковые занятия, экскурсии и т.д. География является одним из немногих предметов в школе, который невозможно изучать без наглядного материала. Эта наука позволяет подробнее познакомиться с миром в полевых условиях, понаблюдать за погодными процессами и явлениями. Неотъемлемой частью являются и внеурочные занятия, которые нужны для закрепления знаний по предмету, поскольку уложиться в то время, которое отводится по учебному плану, невероятно сложно. Такие знание можно считать поверхностными и недостаточными для тех детей, который серьезно увлекаются географией и собираются в будущем выбрать профессию в данной или смежной отрасли.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….......... 3

1 Методологические основы организации внеклассной работы……….... 5

1.1 Внеурочные занятия: понятие………………………………………... 5

1.2 Внеурочные формы обучения географии…………………………… 6

1.3 Особенности проведения кружковых занятий……….……………... 11

2 Организация кружковых занятий…………..…………………………..... 13

2.1 Выбор методов обучения и этапы организации кружка................ 13

2.2 Виды работ на занятиях…………………………………………….. 20

3 Организация географического кружка………………………….……….. 23

3.1 План работы географического кружка для учеников 5 класса…... 23

3.2 Роль географического кружка в формировании личности ребенка………………………………………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………..……... 29

Список использованных источников…………………………….……..….... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Федеральный закон №273-ФЗ: текст с изменения и дополнениями на на 11 июня 2022 г.: принят 21 декабря 2012 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Москва, 2012. – Загл. С титул. экрана.
2. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог»: в редакции от 5 августа 2016 года: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н от 18 октября 2013 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Москва, 2013. – Загл. С титул. экрана.
3. Внеурочная деятельность, как одна из форм развития личности ребенка [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- (дата обращения – 06.06.2022)
4. Географические игры [Электронный ресурс]: GEO. Режим доступа: https://geo.koltyrin.ru/games.php (дата обращения – 03.06.2022).
5. Классификация форм внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klass (дата обращения – 03.06.2022).
6. Кружковая деятельность в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]: Международный образовательный портал. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-kruzhkovaja-dejatelnost (дата обращения – 03.06.2022).
7. Методика проведения учебных экскурсий по географии [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/ (дата обращения – 01.06.2022).
8. Методы обучения, используемые на уроках географии [Электронный ресурс]: Урок. РФ. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/ (дата обращения – 04.06.2022).
9. Организация внеурочной деятельности по географии [Электронный ресурс]: КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n (дата обращения – 03.06.2022).
10. Основные положения организации форм внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения –04.06.2022).
11. Педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся [Электронный ресурс]: КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-obespechivayuschie (дата обращения ¬– 05.06.2022).
12. Самигуллина, Г.С. Методика преподавания географии: учебное пособие для вузов / Г.С. Самигуллина. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 29 с. – ISBN 978-5-534-13906-8. 
13. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 178 с. – URL: https://urait.ru/bcode/489718/p.2 (дата обращения: 01.06.2022). – ISBN 978-5-534-12439-2.
14. Таможняя, Е.А.  Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е.А. Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина: под общей редакцией Е. А. Таможней. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 286 с. – URL: https://urait.ru/viewer/metodika-obucheniya-geografii-498856#page/5 (дата обращения: 01.06.2022). – ISBN 978-5-534-08129-9.
15. Экологическая тропа [Электронный ресурс]: Учительская газета. Режим доступа: https://ug.ru/ekologicheskaya-tropa/ (дата обращения – 01.06.2022).
16. Zero Waste: «ноль отходов» и осознанное потребление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.upinfo.ru/imho/zero-waste-nol (дата обращения – 01.06.2022).

Рефераты и доклады имеют больший объем, чем сообщения и носят более углубленный характер. По своему содержанию они не имеют границ, как и сообщения. Основная цель – глубокое изучение ярких и интересных географических объектов, истории великих путешественников и их открытий, особое внимание можно уделить отраслям промышленности и сельского хозяйства, экологии, городам и т.д. 
После того, как школьники накопили опыт при подготовке докладов и рефератов, можно проводить конференции. Конференция заключает в том, что вычитывается определенное количество сообщений, посвященных одной конкретной теме. Такие конференции требуют большой подготовительной работе, составлении плана выступлений, изучения литературы, а также использовании презентаций и другого наглядного материала. Важно заранее дать школьникам тему конференции и план сообщений, чтобы они смогли подготовить вопросы для дискуссии. Для конференций выбирают наиболее острые вопросы и актуальные темы. Конечно, тематика сообщений будет значительно различаться в 5 и 11 классах. С помощью конференций школьники учатся самостоятельно подбирать литературу, работать с презентациями и макетами, задавать вопросы и углублять свои знания в географической науке [3].