Познавательная рефлексия как фактор учебной успешности младшего школьника

Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать связь познавательной рефлексии и учебной успешности в младшем школьном возрасте
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.03.2023
Объем файла
277 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Успешность обучения на протяжении всей ситуации становления средние учебные заведения считалась одной из приоритетных задач образовательной практики. Проблема успешности обучения и развития младшего школьника остается актуальной и на сегодняшний день. 
В науке накоплены знания о критериях успешности обучения младших школьников. К этому вопросу обращались Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, Л.И. Божович, Д.П. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.С. Лейтис, В.В. Давыдов. 
В работах М. Я. Адамского, Л. Е. Шубиной О. А. Яшновой Т. Ю. Кураповой, Е. А. Ширяевой учебная успешность рассматривается как интегративная характеристика. В структуру учебной успешности входят такие показатели как уровень учебной  мотивации, успеваемость по отдельным учебным предметам, адекватная самооценка.
В системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова младший школьник  рассматривается как субъект учебной деятельности. Как раз в этой деятельности формируются основные новообразования этого возрастного периода. В периодизации Д.Б. Эльконина центральными новообразованиями психики младшего школьного возраста считаются произвольность поведения, планирующая функция мышления и рефлексия. На всякой возрастной ступени обнаруживаются новообразования, как бы основные для всего процесса становления и характеризующие  перестройку всей личности школьника. Вокруг центрального новообразования размещаются и группируются все остальные новообразования.

 

Оглавление

Введение 5

Глава I. Теоретические основы учебной успешности младшего школьника. 7

1.1. Критерии учебной успешности младших школьников………….……...7

1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………..………………..….1

1.3. Рефлексия как новообразование младшего школьника .…………………..18

Выводы по первой главе 22

Глава II. Эмпирическое исследование связи познавательной рефлексии и показателей учебной успешности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...23

2.1. Организация процедуры исследования 23

2.2. Анализ результатов исследования 27

2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию познавательной рефлексии в младшем школьном возрасте. 36

Выводы по второй главе 43

Заключение 44

Список использованной литературы 45

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Новый мир, 1998. - 439 с. - ISBN 5-8291-0071-1. - Текст : непосредственный.

2. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. — Великий Новгород, 2005. — 201 с.

3. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1964. - №5. – С.55-72.

4. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8. — С. 438–442. 

5. Блонский П. П. Педология. М., 1925. – Текст : непосредственный.

6. Блонский П.П. Психология младшего дошкольника. - М.: Высшая школа, 1997. - 410 с. - ISBN 5-87224-053-4. - Текст : непосредственный.

7. Веджетти М. С. Презентация «Развивающее образование – диалог с Давыдовым». К 70-летию со дня рождения В. В. Давыдова /Под. ред. В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцева, Л. В. Берцфаи. М., 2002. – Текст : непосредственный.

8. Веджетти, С.М. Значение теоретического мышления для решения проблем современного образования и развития самопознания человека. 2007. – Текст : непосредственный.

9. Взаимодействие науки и искусства в условиях современной научно-технической револяции. // Вопросы философии. – 1975. - №10. – С.126-139.

10. Возрастные возможности усвоения знаний(младшие классы школы). / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966.

11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М-Ленинград., 1934. – ISBN 978-5-17-050057-4. - Текст : непосредственный.

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. М., 1926. – Текст : непосредственный.

13. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. Т. 4. М., 1931/1984. – Текст : непосредственный.

14. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М.-Ленинград, 1925. – ISBN 5-699-13728-9/ - Текст : непосредственный.

15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: В 2-х т. М., 1986. (En. transl. «Problems of developmental learning», Soviet education,Part I: 30/8. 1988; Part II: 30/9. 1988; Part III:30/10. 1988.) – ISBN 978-5-9222-1395-0. - Текст : непосредственный.

16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. –  ISBN 5-89404-001-9. -  Текст : непосредственный.

17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. - ISBN 5-93134-060-2.

18. Зайцев, С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 50—58. doi: 10.17759/pse.2019240205 – ISSN: 1814-2052. -  Текст : непосредственный.

19. Зинченко В. П. От классической к органической психологии. К 100-летию Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. – Текст : непосредственный.

20. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М.-Воронеж, 1964. – ISBN 978-5-9770-0428-2. - Текст : непосредственный.

21. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ. В кн.: Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции / Т. Ю. Курапова. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106–109.

22. Матвеева Н.И. Психологический анализ усвоения физических величин как учебного действия: Автореф. Дис. … канд. психол. наук. – М., 1975.

23. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. 1-2 классы/ Автор-сост. Г.Н.Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005. – 110 с.

24. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. — М.: Экон-информ, 2013. — 139 с. - ISBN 978-5-9506-1015-8.

25. Овчинникова, А. Д. Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста / А. Д. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62513/ (дата обращения: 20.09.2021).

26. Особенности развития рефлексии у учащихся младших классов // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 7 / Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск, 1996. – С. 71-74. - ISBN 978-5-8156-0753-8.

27. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.: Просвещение, 2011.- 120 c. – ISBN 978#5#09#021058#4.

28. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1969.

29. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конфе¬ренция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31.

30. Развитие рефлексии у младших школьников // Современные пробле¬мы психолого-педагогических наук. Вып. 4 /Межвузовский сборник научных трудов - Саранск, 1995. –        С. 65-67. - ISBN 978-5-8156-0753-8.

31. Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения. / Автореф. Дис. … канд. пед. наук. – М., 1967.

32. Рефлексивные возможности младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. тру¬дов - Саранск, 1996. –       С. 79-81. - ISBN 978-5-8156-0753-8.  Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия [Текст] //Новые исследования в психологии. - 1995. - №1. - С.65 - 71.

33. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008. – ISBN 978-5-89774-392-6. - Текст : непосредственный.

34. Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов //Вопросы психологии. - 1983. - №2.

35. Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / И.Н.Семенов. - Интернет - ресурс: http://www.psyhiatry.ru

36. Творческие задания как средство развития рефлексии у учащихся //Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. трудов - Саранск, 1996. – С. 76-78. - ISBN 978-5-8156-0753-8.

37. Творческие задания как средство развития рефлексии у учащихся //Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. трудов - Саранск, 1996. – С. 76-78.

38. Туринова А.И. Развитие рефлексивного сознания у младших школьников [Текст] / А.И.Туринова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - №2. - С.25-28.

39. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр.психол. - 1987. - №1. - С 29. – Текст : непосредственный.

40. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр.психол. - 1987. - №1. - С 29. – Текст : непосредственный.

41. Фомина С.В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе. Дис. ... канд. пед. наук Оренбург, 2010. - 187 с.

42. Хуторской А.И.Деятельность как содержание образования [Текст] / А.И. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 113.

43. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Текст] // Психологическая наука и образование. - 1996. - №2. - C. 120-345.

44. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника.-М.:Флинта, 2006. - 306 с. – ISBN:978-5-89349-840-0. - Текст : непосредственный.

45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2005. - 310 с. – ISBN 5-8297-0176-6. - Текст : непосредственный.

46. Шашок В.Н. Личностное поведение и актуальная самооценка в детей 9 - 13 лет в процессе их социальной адаптации // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. - Мн.: Карандашев, 2000. - Вып 2. - С. 64-74. – Текст : непосредственный.

47. Шереметова Н.В. Педагогическая поддержка успешности в обучении русскому языку младших школьников. Автореферат дис.... канд. пед. наук. Шадринск, 2010. - 25 с.

48. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. — 2016. — № 14. — С. 168–173. 

49. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шубина Людмила Евгеньевна. — М., 2002. — 145 с. 

50. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия [Текст] /Г.П.Щедровицкий. - Интернет - ресурс: http://www.circle.ru

51. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы [Текст] /Г.П.Щедровицкий. - М.: Просвещение, 1995.

52. Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников // XXXI Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им М.Е. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 3. - Саранск, 1996. – С. 21-23. - ISBN 5-900279-31-6.

53. Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников // XXXI Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им М.Е. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 3. - Саранск, 1996. – С. 21-23.

54. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика. - М., 1974. -416 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4. - Текст : непосредственный.

55. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Яшнова Оксана Александровна. — М., 2002. — 179 с.

Создание социальной ситуации развития и ведущая деятельность способствует формированию у младших школьников важных психических новообразований. Новообразования – это новые свойства и качества, которые формируются в конце каждого переходного периода [11, с. 66]. Важные психические новообразования в младшем школьном возрасте – это произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия. [2, с. 49]. Способность действовать произвольно формируется постепенно на протяжении всего младшего школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского, «произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возника