Познавательная рефлексия как фактор учебной успешности младшего школьника
Введение
Успешность обучения на протяжении всей ситуации становления средние учебные заведения считалась одной из приоритетных задач образовательной практики. Проблема успешности обучения и развития младшего школьника остается актуальной и на сегодняшний день.
В науке накоплены знания о критериях успешности обучения младших школьников. К этому вопросу обращались Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, Л.И. Божович, Д.П. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.С. Лейтис, В.В. Давыдов.
В работах М. Я. Адамского, Л. Е. Шубиной О. А. Яшновой Т. Ю. Кураповой, Е. А. Ширяевой учебная успешность рассматривается как интегративная характеристика. В структуру учебной успешности входят такие показатели как уровень учебной мотивации, успеваемость по отдельным учебным предметам, адекватная самооценка.
В системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова младший школьник рассматривается как субъект учебной деятельности. Как раз в этой деятельности формируются основные новообразования этого возрастного периода. В периодизации Д.Б. Эльконина центральными новообразованиями психики младшего школьного возраста считаются произвольность поведения, планирующая функция мышления и рефлексия. На всякой возрастной ступени обнаруживаются новообразования, как бы основные для всего процесса становления и характеризующие перестройку всей личности школьника. Вокруг центрального новообразования размещаются и группируются все остальные новообразования.
Оглавление
Введение 5
Глава I. Теоретические основы учебной успешности младшего школьника. 7
1.1. Критерии учебной успешности младших школьников………….……...7
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………..………………..….1
1.3. Рефлексия как новообразование младшего школьника .…………………..18
Выводы по первой главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование связи познавательной рефлексии и показателей учебной успешности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...23
2.1. Организация процедуры исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию познавательной рефлексии в младшем школьном возрасте. 36
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Новый мир, 1998. - 439 с. - ISBN 5-8291-0071-1. - Текст : непосредственный.
2. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. — Великий Новгород, 2005. — 201 с.
3. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1964. - №5. – С.55-72.
4. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8. — С. 438–442.
5. Блонский П. П. Педология. М., 1925. – Текст : непосредственный.
6. Блонский П.П. Психология младшего дошкольника. - М.: Высшая школа, 1997. - 410 с. - ISBN 5-87224-053-4. - Текст : непосредственный.
7. Веджетти М. С. Презентация «Развивающее образование – диалог с Давыдовым». К 70-летию со дня рождения В. В. Давыдова /Под. ред. В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцева, Л. В. Берцфаи. М., 2002. – Текст : непосредственный.
8. Веджетти, С.М. Значение теоретического мышления для решения проблем современного образования и развития самопознания человека. 2007. – Текст : непосредственный.
9. Взаимодействие науки и искусства в условиях современной научно-технической револяции. // Вопросы философии. – 1975. - №10. – С.126-139.
10. Возрастные возможности усвоения знаний(младшие классы школы). / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М-Ленинград., 1934. – ISBN 978-5-17-050057-4. - Текст : непосредственный.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. М., 1926. – Текст : непосредственный.
13. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. Т. 4. М., 1931/1984. – Текст : непосредственный.
14. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М.-Ленинград, 1925. – ISBN 5-699-13728-9/ - Текст : непосредственный.
15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: В 2-х т. М., 1986. (En. transl. «Problems of developmental learning», Soviet education,Part I: 30/8. 1988; Part II: 30/9. 1988; Part III:30/10. 1988.) – ISBN 978-5-9222-1395-0. - Текст : непосредственный.
16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. – ISBN 5-89404-001-9. - Текст : непосредственный.
17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. - ISBN 5-93134-060-2.
18. Зайцев, С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 50—58. doi: 10.17759/pse.2019240205 – ISSN: 1814-2052. - Текст : непосредственный.
19. Зинченко В. П. От классической к органической психологии. К 100-летию Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. – Текст : непосредственный.
20. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М.-Воронеж, 1964. – ISBN 978-5-9770-0428-2. - Текст : непосредственный.
21. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ. В кн.: Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции / Т. Ю. Курапова. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106–109.
22. Матвеева Н.И. Психологический анализ усвоения физических величин как учебного действия: Автореф. Дис. … канд. психол. наук. – М., 1975.
23. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. 1-2 классы/ Автор-сост. Г.Н.Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005. – 110 с.
24. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. — М.: Экон-информ, 2013. — 139 с. - ISBN 978-5-9506-1015-8.
25. Овчинникова, А. Д. Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста / А. Д. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62513/ (дата обращения: 20.09.2021).
26. Особенности развития рефлексии у учащихся младших классов // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 7 / Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск, 1996. – С. 71-74. - ISBN 978-5-8156-0753-8.
27. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.: Просвещение, 2011.- 120 c. – ISBN 978#5#09#021058#4.
28. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1969.
29. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конфе¬ренция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31.
30. Развитие рефлексии у младших школьников // Современные пробле¬мы психолого-педагогических наук. Вып. 4 /Межвузовский сборник научных трудов - Саранск, 1995. – С. 65-67. - ISBN 978-5-8156-0753-8.
31. Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения. / Автореф. Дис. … канд. пед. наук. – М., 1967.
32. Рефлексивные возможности младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. тру¬дов - Саранск, 1996. – С. 79-81. - ISBN 978-5-8156-0753-8. Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия [Текст] //Новые исследования в психологии. - 1995. - №1. - С.65 - 71.
33. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008. – ISBN 978-5-89774-392-6. - Текст : непосредственный.
34. Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов //Вопросы психологии. - 1983. - №2.
35. Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / И.Н.Семенов. - Интернет - ресурс: http://www.psyhiatry.ru
36. Творческие задания как средство развития рефлексии у учащихся //Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. трудов - Саранск, 1996. – С. 76-78. - ISBN 978-5-8156-0753-8.
37. Творческие задания как средство развития рефлексии у учащихся //Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 8 / Межвуз. Сборн. Науч. трудов - Саранск, 1996. – С. 76-78.
38. Туринова А.И. Развитие рефлексивного сознания у младших школьников [Текст] / А.И.Туринова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - №2. - С.25-28.
39. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр.психол. - 1987. - №1. - С 29. – Текст : непосредственный.
40. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр.психол. - 1987. - №1. - С 29. – Текст : непосредственный.
41. Фомина С.В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе. Дис. ... канд. пед. наук Оренбург, 2010. - 187 с.
42. Хуторской А.И.Деятельность как содержание образования [Текст] / А.И. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 113.
43. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Текст] // Психологическая наука и образование. - 1996. - №2. - C. 120-345.
44. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника.-М.:Флинта, 2006. - 306 с. – ISBN:978-5-89349-840-0. - Текст : непосредственный.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2005. - 310 с. – ISBN 5-8297-0176-6. - Текст : непосредственный.
46. Шашок В.Н. Личностное поведение и актуальная самооценка в детей 9 - 13 лет в процессе их социальной адаптации // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. науч. тр. - Мн.: Карандашев, 2000. - Вып 2. - С. 64-74. – Текст : непосредственный.
47. Шереметова Н.В. Педагогическая поддержка успешности в обучении русскому языку младших школьников. Автореферат дис.... канд. пед. наук. Шадринск, 2010. - 25 с.
48. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. — 2016. — № 14. — С. 168–173.
49. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шубина Людмила Евгеньевна. — М., 2002. — 145 с.
50. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия [Текст] /Г.П.Щедровицкий. - Интернет - ресурс: http://www.circle.ru
51. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы [Текст] /Г.П.Щедровицкий. - М.: Просвещение, 1995.
52. Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников // XXXI Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им М.Е. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 3. - Саранск, 1996. – С. 21-23. - ISBN 5-900279-31-6.
53. Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников // XXXI Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им М.Е. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 3. - Саранск, 1996. – С. 21-23.
54. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика. - М., 1974. -416 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4. - Текст : непосредственный.
55. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Яшнова Оксана Александровна. — М., 2002. — 179 с.
Создание социальной ситуации развития и ведущая деятельность способствует формированию у младших школьников важных психических новообразований. Новообразования – это новые свойства и качества, которые формируются в конце каждого переходного периода [11, с. 66]. Важные психические новообразования в младшем школьном возрасте – это произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия. [2, с. 49]. Способность действовать произвольно формируется постепенно на протяжении всего младшего школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского, «произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возника