Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.03.2023
Объем файла
292 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Особое значение в современном мире имеет готовность педагогических работников осуществить требования законов Российской Федерации «О безопасности», «О безопасности дорожного движения» и других нормативных актов, предусматривающих подготовку, как детей, так и взрослых к безопасной жизнедеятельности, прежде всего к адекватным действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Формирование социальных представлений у детей с ограниченными возможностями в большей степени рассматривается, как ознакомление школьников с окружающим миром, осознание своего места в социуме, формирование культуры здорового образа жизни и т.д. [16, с.11].
В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасности жизнедеятельности, в педагогической теории и практике ведётся поиск путей и средств воспитания культуры безопасности. В дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях внедряются различные учебные дисциплины, программы обучения основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. В последние годы в деятельности педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений значительно увеличилось количество проводимых мероприятий, посвящённых проблеме безопасности человека и общества [25, с.7]. 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению психолого-педагогических условий формирования здорового образа у школьников 7

1.1. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «Здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у современных школьников 16

Выводы по главе 1 30

Глава 2. Эмпирическое  исследование психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у школьников 31

2.1. Организация и программа исследования 31

2.2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у школьников 32

2.3. Программа по формированию здорового образа жизни  у школьников 40

2.4. Анализ и обобщение результатов исследования 50

2.5. Рекомендации родителям, педагогам, обучающимся по формированию здорового образа жизни у школьников 56

Выводы по главе 2 60

Заключение 61

Список литературы 65

Список литературы

1. Абушенко, В.Л. Образ жизни / В.Л. Абушенко // Социология: энциклопедия. – Минск: Книжный Дом, 2013. – С. 651-653. 

2. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова; науч. ред. А.Я. Тернер. – Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2010. – 247 с.: ил., табл. (Университетская серия). Библиогр.: с. 231-232. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/161775/294450139b0ec810.pdf. 

3. Айзман Р.И. Рабочая тетрадь для практических занятий по возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене [Текст] / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 144 с.

4. Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья [Текст] / Р.И. Айзман, А.Я. Тернер. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 390 с.

5. Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая, С.Н. Ладнов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 416с.: ил. 

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. 

7. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2000.

8. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология. 2002. - № 3. - С. 74-78.

9. Безруких М.М. Здоровье и школа [Текст] / М.М. Безруких. – М., 2007. – 429 с.  

10. Безруких М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, руководство для работников системы общего образования [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева. – М., 2005. – 574 с.

11. Бобылева А.С., Бокова А.З., Мацевич К.П. К вопросу об актуальности здоровьесберегающих принципов в организации учебно-воспитательного процесса на уроке [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 44. – С. 6.

12. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.

13. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004. - №4. - С.93-98.

14. Возьмитель, А.А. Образ жизни: теоретико-методо¬логические основы анализа / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // Социологические исследования. – 1985. – № 8. – С. 58-65. 

15. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2009. – 1023 с. 

16. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] / Э.М. Киселева // Здоровьесберегающее образование. – 2013. –№1 (29). – С.102-104. 

17. Костецкая Г.А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения [Текст] // Педагогика высшей школы. – 2015. – № 3.1. – С. 94-97. 

18. Коростелева Н.Б. Физкультура и спорт./ Н.Б. Коростелева. - М.: 1991.- 271с. 

19. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни./ Н. Коршунова // Здоровье 2000 2. - 5 - 8 с.

20. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: аспект Пресс, 2010.-139 с.

21. Летник В.В. Социально-педагогические аспекты формирования у детей-инвалидов потребности безопасного типа поведения [Текст]. – М., 2008. – 

С.56-88. 

22. Летник В.В., Богданов Е.Н., Красновский Б.Е. Практические технологии адаптивного обучения и воспитания безопасной жизнедеятельности для детей с нарушением здоровья и развития [Текст] // Актуальные проблемы экологии образования: материалы международной научно-практической конференции (9-11 июня 1999 г.). – Архангельск, 1999. – С. 382-384.

23. Мартинковский, М. Здоровье и здоровый образ жизни в ценностных ориентациях молодежи / М. Мар¬тинковский. – Минск: Технопринт, 2003. – 275 с. 

24. Методика обучения учащихся основам здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bgd-community.livejournal.com/ 14151.html (дата обращения: 22.02.2018 г.).

25. Москвичева М.Г., Бредихина Н.В. Проблема здоровья и здоровый образ жизни современного человека (социологический анализ) [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2006. – №2 (57). – С. 196-201. 

26. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб. посо¬ бие / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с. 

27. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Образование. Новые ФГОС. ФГОС общего образования. ФГОС среднего (полного) общего образования. – URL: www.mon.gov.ru (дата обращения: 21.02.2018 г.).

28. Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: словарь / С.В. Петров, Р.И. Айзман, А.Д. Корощенко. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 490 с.

29. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] / Р.И. Попова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №11 (126). – С. 54-58. 

30. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь [Текст]. – М., 2007. – С. 516. 

31. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст]. – СПб., 2009. – С. 101. 

32. Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»). 

33. Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / О.В. Силакова // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – С.401-406. 

34. Силуянова, И.В. Взаимосвязь философского и меди¬цинского подхода в исследовании образа жизни / И.В. Силуянова // Советское здравоохранение. – 1989. – № 10. – С. 3-9. 

35. Сборник методических разработок для проведения профилактической работы по противопожарной безопасности с учащимися младшего школьного возраста [Текст]. – Каменск-Уральский, 2013. – С. 45-79. 

36. Соломин В.П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] / В.П. Соломин, С.А. Гончаров // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2015. – №2. – С. 3-11. 

37. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету [Текст] /Т.А. Спицына // Молодой ученый. – 2013. – № 8. – С. 429-432. 

38. В.А. Сухомлинский.       "О воспитании"     Москва, 1983 г.  С. 90

39. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» [Текст]: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – С. 96. 

40. Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём [Текст]. – Калан, 2007. – 285 c. 

41. Царегородцев, Г.И. Социально-медицинская профи¬лактика / Г.И. Царегородцев, И.А. Гундаров // Вестник Академии медицинских наук СССР. – 1990. – № 4. – С. 9-16. 

42. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Б.Н. Чумаков. – М.: РПА, 2014. – 416 с.

43. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности [Текст]. – М., 2008. – С. 67-85.

44. Щеголев И.А. Здоровье и образ жизни школьников: учеб. пособие [Текст] / И.А. Щеголев. – СПб.: СПбГУИТМО, 2015. – 190 с. 

Основные задачи психолого-педагогической службы: содействие педагогическому коллективу в создании позитивной социальной ситуации развития учащихся, поддержка и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в создании условий для самореализации школьников в различных видах деятельности, в том числе и учебной; психолого-педагогическое изучение личности ребенка, выявление причин нарушений в обучении и развитии, разработка программы коррекции психологических и личностных особенностей учащихся; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, администрации) через семинары, родительские чтения, тренинги, факультативные занятия; содействие учителям в реализации индивидуального подхода к детям на основе психолого-педагогического изучения личности ребенка, ознакомление педагогов с результатами психолого-педагогической диагностики, консультирование педагогов и родителей по проблемным вопросам индивидуального развития учащихся.