Взаимосвязь стилей воспитания в семье и адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Введение
Актуальность исследованияадаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения на современном этапе очень высока.Тема работы является очень важной и актуальной на сегодняшний день, потому как именно от подготовки ребенка к поступлению в детский сад зависит, будет ли период адаптации тяжелым или нет. Ответственными за данную подготовку ребенка в первую очередь являются родители, и выбранный ими стиль воспитания в семье. Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, предложена широкая классификация стилей семейного воспитания детей. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния.Новый круг общения и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
I. Теоретическая часть.
Глава 1. Проблема адаптации к условиям ДОУ в педагогике и психологии
1.1 Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ…………………… 5
1.2 Влияние адаптации на здоровье ребенка…………………………..7
1.3 Проявленияадаптационного синдрома……………………………8
1.4 Клиническая картина адаптации…………………………………..9
1.5 Мероприятия, облегчающие адаптацию…………………………..10
1.6 Условия, влияющие на адаптацию………………………………… 12
1.7 Завершение адаптации……………………………………………… 14
Глава 2.Стиль воспитания в семье и адаптации детей раннего возраста к ДОУ
2.1 Факторы, определяющие выбор стилей семейного воспитания …….15
2.2 Стили и значение семейного воспитания ……………………………19
2.3 Взаимосвязь стилей семейного воспитания и адаптации ребенка
к ДОУ ……………………………………………………………………………22
2.4 Подготовка в семье как обязательное условие при поступление детей
раннего возраста в ДОУ………………………………………………………..28
II. Практическая часть
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и адаптации ребенка к ДОУ
3.1 Программа исследования………………………………………………30
3.2Обоснование и описание методов и методика исследования детей раннего дошкольного возраста.…..…………35
3.3 Анализ результатов исследования………………………………… 40
Заключение………………………………………………………………….. 43
Библиография……………………………………………………………..... 47
Литература
1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2-С.58-60.
2. Васильева Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста/Н. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. - С.35-38
3. Ватутина Н. Д.Ребенок поступает в детский сад: Пособие длявоспитателей дет. сада /Под ред. Л. И. Каплан.— М.:Просвещение, 1983.—80 с, ил.
4. Веракса А.Н Практический психолог в детском саду – М.: Мозайка-синтез; 2012.
5. Веракса Е.Н. От рождения до школы – М.: Мозайка-синтез; 2011.
6. Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007.
7. Горб Р. А., Исаченкова И. М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада/ Под ред. Т.И. Оверчук. - Спб: Детство – Пресс, 2004.
8. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги/Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С.57-61.
9. Давыдова О.И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Литрес, 2013.
11. Жердеева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
12. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007
13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий – СПб: Питер, 2011.
14. Кирюхина, Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детейв ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.:Айрис-пресс, 2006. — 112с. — (Дошкольное воспитание иразвитие).
15. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». - 416 с., 2000
16. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей/Т.А. Лукина // Ребенок в детском саду. - 2008. - №3. - С.46-49.
17. Маклаков А.Г. Общая Психология. Учебник для Вузов. – СПб: Питер, 2012.
18. Мандель Б.Р. Психология стресса. Учебное пособие. – М.: Литрес, 2015.
19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е издание (пер. с анг.) – СПб: Питер, 2009.
20. Минияров В.М. «Психология семейного воспитания». – Воронеж. 2000г. – 256с.
21. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? // Обруч. – 2000. - №3. – с.16-17.
22. Петрушин А.В. Родители и дети. Советы психиатра. – М.: Литрес, 2014.
23. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста и дошкольного возраста / К. Л. Печора. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
24. Петровский А.В. «Дети и тактика семейного воспитания». – М:, Знание. 1981г. – 95с.
25. Смирнова Е., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
26. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Изд. Мозайка-синтез, 2005г.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2001 г.
28. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Изд. «Юрайт», 2012.
29. Чернигина, Е.В. К вопросу о влиянии детско-родительского взаимоотношения и семейной ситуации на развитие личности и социолизацию ребенка раннего возраста в детском саду/Е.В. Чернигина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - №2. - С.42-50
30. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.Инфра, 2015. – С. 65.
Ресурсы интернет
1.http://ped-kopilka.ru
2.http://nsportal.ru
3.http://festival.1september.
Для определения уровня и течения адаптации используется наблюдение за ребенком. В процессе первых наблюдений педагог получает достаточно важную информацию о ребенке, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Наибольшее внимание уделяется особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений за ним по выделенным критериям: настроение, аппетит, сон, характер контактов с детьми и взрослыми.
Показателями выхода из адаптации является нормализация поведения (ребенок быстро засыпает, вовремя просыпается; с аппетитом ест; играет) и положительная динамика нервно-психического развития. Наблюдая и делая выводы, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка до поступления в ДОУ, так, например, если у ребенка до поступления в ДОУ был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.