Психолого-педагогическая работа по подготовке дошкольников к школьному обучению
Введение
Актуальность исследования. Проблема психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению является одной из самых актуальных в течение многих столетий. Ученые, медики, психологи, педагоги, физиологи продолжают изучать критерии готовности детей к школьному обучению: ведутся дискуссии об оптимальном возрасте для поступления в школу и начала обучения. Начало обучения в школе это начало нового этапа обучения и для того, чтобы оно было эффективным необходима психологическая, социальная и педагогическая готовность ребенка к обучению. Данная тема изучалась и изучается не только учеными нашей странны, то так же и зарубежными исследователями, такими как Ж. Пиаже, Е.М. Бохорский, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, А. Керн, Е.О. Смирнова, Т.В. Тарунтаева, Д.Б .Эльконин, Й. Шванцара, А. Анастази, Л.С. Выготский, С. Я. Рубинштейн и др. Они рассматривают навыки, умения и знания необходимые детям старшего дошкольного возраста, так же методики для определения готовности к школе коммуникативные навыки, мотивацию, индивидуальные особенности детей, выявление отклонений, коррекционные методы и рекомендации для родителей, педагогов-психологов.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование подготовки детей к обучению в школе 6
1.1. Характеристика типов и видов готовности детей к школе 6
1.2. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Возможности подготовки дошкольников к обучению в школе 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по подготовке дошкольников к школьному обучению 41
2.1. Программа и основные этапы эмпирического исследования 41
2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Практические рекомендации воспитателям по подготовке дошкольников к школьному обучению 56
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиография 63
Библиография
1. Аверин, В.А. Психология детства / В.А. Аверин. – М.: Логос, 2019. – 405 с.
2. Азарова, Т.В. Развивающая программа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т.В. Азарова. // Мир психологии, 2020. №8. – С. 50-59.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2019. – 311 с.
4. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Рада, 2019. – 280 с.
5. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы в школе / Л.А. Байкова. – М.: Academia, 2019. – 409 с.
6. Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких. – М.: Владос, 2020. – 416 с.
7. Биткова, Н.В. Веселая азбука / Н.В. Биткова. – Курган: КГУ, 2020. – 505 с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Аспект-Пресс, 2019. – 603 с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: НИИВО, 2021. – 280 с.
10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: А-Приор, 2019. – 301 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе / А.Л. Венгер. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 205 с.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 2012. – 563 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Аспект-Пресс, 2019. – 509 с.
14. Волков, С.Б. Дошкольная психология / С.Б. Волков. – М.: КДУ, 2020. – 380 с.
15. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2021. – 416 с.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Логос, 2018. – 434 с.
17. Диагностическая и коордиционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2020. – 257 с.
18. Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача / С.П. Ефимова. – М.: А-Приор, 2020. – 311 с.
19. Зайцев, Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. – СПб, Питер, 2020. – 401 с.
20. Захаров, А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. – СПб, Питер, 2020. – 709 с.
21. Змановский, Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа / Ю.Ф. Змановский. – М.: Просвещение, 2019. – 373 с.
22. Изучение личности школьника учителем / Под редакцией З.И. Васильевой. – М.: Логос, 2018. – 411 с.
23. Ильина, М.Н. Тесты для детей / М.Н. Ильина. – СПб.: Дельта, 2019. – 455 с.
24. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений /Под ред. Е.Е. Чепурных. – М.: НИЦ Инфра-М, 2020. – 488 с.
25. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Аспект-Пресс, 2019. – 463 с.
26. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2019. – 557 с.
27. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Логос, 2020. – 391 с.
28. Милосердова, Г.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Г.В. Милосердова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 280 с.
29. Мухина, С.В. Детская психология / С.В. Мухина. – М.: Аспект-Пресс, 2019. – 395 с.
30. Нижегородцева, Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль: Ярмарка, 2018. – 409 с.
31. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева. – М.: Владос, 2018. – 434 с.
32. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Педагогика, 2019. – 570 с.
33. Обухова, А.С. Психология детей школьного возраста / А.С. Обухова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 599 с.
34. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: КДУ, 2021. – 611 с.
35. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.: Академия, 2021. – 289 с.
36. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск: Университет, 2019. – 361 с.
37. Психология и педагогика /Под ред. К.А. Альбухановой, Н.В. Васиной. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 480 с.
38. Развитие мотивов учения у детей 5-7 лет / Под ред. Д.Б Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: А-Приор, 2012. – 463 с.
39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Логос, 2019. – 490 с.
40. Самоукина, Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании / Н.В. Самоукина. – М.: КДУ, 2020. – 477 с.
41. Смирнова, Е.О. Психология ребенка (от рождения до семи лет) / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2019. – 590 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 580 с.
43. Справочник по психологии. / Под ред. О.И. Юрвачук. – СПб: Питер, 2019. – 479 с.
44. Стребелова, Е.А. Формирование мышления у детей в отклонениями в развитии / Е.А. Стребелова. – М.: А-Приор, 2019. – 413 с.
45. Тестирование детей / Под ред. В. Богомолова. – Ростов на Дону: Феникс, 2019. – 795 с.
46. Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: А-Приор, 2021. – 293 с.
47. Тихомирова, О.И. Развитие интеллектуальных способностей школьника / О.И. Тихомирова. Ярославль: МИР, 2018. – 380 с.
48. Тушканова, О.И. Развитие внимания / О.И. Тушканова. – Волгоград: ВГУ, 2021. – 455 с.
49. Тушканова, О.И. Развитие мышления/ О.И. Тушканова. – Волгоград: ВГУ, 2021.– 499 с.
50. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2020. – 414 с.
51. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 761 с.
52. В мире слов / Н.М. Шанский. – М.: Логос, 2018. – 434 с.
53. Шилова, М.И. Учителю о воспитании школьников / М.И. Шилова. – М.: Логос, 2019. – 433 с.
54. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: А-Приор, 2019. – 509 с.
55. Юрмин, Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту / Г. Юрмин. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 414 с.
Исследование развития у дошкольников волевой сферы с помощью методики достижения цели в условиях затруднения успеха Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной происходило индивидуально с каждым испытуемым, состояло из 4 серий. Перед испытуемыми ставились задачи, время выполнения не ограничивалось. Важно было проследить, как ребёнок будет удерживать цель на протяжении всего процесса выполнения задания в условиях напряжённого внимания, при неудачах, будет ли просить помощи у взрослого, бросит ли выполнение задания при столкновении с трудностями. После обработки результатов выявлено, что у всех испытуемых в той или иной степени сформирована сфера произвольности. Трое испытуемых (девочки) при возникновении трудностей переходили к выполнению следующих заданий, сомневались в правильности выполнения, но затем возвращались к оставленным заданиям и всё выполняли. Из них 1 испытуемый обратился за помощью, двое – советовались, правильно ли они выполняют задание. Два ребёнка (мальчики) медленно выполняли задания, обдумывая каждое решение, причём одному из них нравилось выполнение заданий, а другого явно тяготило, но все же он переборол себя и выполнил все задания до конца. Шестеро детей (3 мальчика и 3 девочки) справились с заданием, не теряя цели, настойчиво выполняли все задания, только в конце испытывали некоторые затруднения, с которыми в дальнейшем самостоятельно справлялись, не обращались к помощи взрослого.