Игры-драматизации как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Введение
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с ЗПР, воспитывающихся в дошкольном учреждении, отмечается отставание в развитии коммуникативных навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявляется в несформированности социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков, несформированности возрастных форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения.
Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем. Но особая роль в данном процессе отдается игровой деятельности, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и основы для оптимальной адаптации детей данной категории в среде сверстников.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры-драматизации 7
1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Понятие «коммуникативные навыки», критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
1.3. Характерные особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игр-драматизаций 23
Глава 2. Методические аспекты формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры-драматизации 33
2.1. Методики по исследованию уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
2.2. Научно-обоснованные методические рекомендации субъектам образовательного процесса по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 40
Заключение 66
Список источников 70
Список источников
1. Адеева, Т. Н. Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития / Т. Н. Адеева. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – №1. – С.95-98.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. / Л.В. Артемова. – Москва : Просвещение, 2005. – 126 с. – Текст : непосредственный
3. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Т. П. Артемьева. – Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2016. – №1. – с.5-15.
4. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 927 с. – Текст : непосредственный.
5. Атаманова, А. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры-драматизации / А. Ю. Атаманова. – Текст : непосредственный // Студенческий. – 2019. – № 8 (52). – С. 38-41.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Белопольская Н. Л. – Изд. 2-е, испр. – Москва : Когито-Центр, 2009. - 192 с. – Текст : непосредственный.
7. Бережная, О. А. Коммуникативно-речевые особенности «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. А. Бережная. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №12-1. – с.165-169.
8. Большакова, М. С. Особенности навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М. С. Большакова. – Текст : непосредственный // Евразийский Союз Ученых. – 2020. – №8-2 (77). – с.13-16.
9. Бориснев, С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Бориснев. – Москва, ЮНИТИ-ДАНА.2003. – 270 с. – Текст : непосредственный.
10. Булгакова, Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития / Д. Р. Булгакова. – Текст : непосредственный. // БМИК. – 2015. – №12. – с.1685-1686.
11. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1990. – №6. – с.34-45.
12. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2019. – 282 с. – Текст : непосредственный.
13. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. / Г. В. Грибанова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1986. – №5. – С.13-20.
14. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». / Т. Н. Доронова. – Москва, 2011. – 27 с. – Текст : непосредственный.
15. Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Т. М. Дридзе. // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциохпсихологической парадигмах: В 2 кн. / РАН. Ин-т социологии. Центр соц. упр., коммуникации и соц.- проектных технологий; Отв. ред. Т.М. Дридзе. Москва: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. - Кн. 1. - С. 5–42. – Текст : непосредственный.
16. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова. – Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2009. - №1.- с.85-94.
17. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология : учебник / М. И. Еникеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2008. – 440 с. – Текст : непосредственный
18. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю. М. Жуков. - Москва, 1991. - 96 с. – Текст : непосредственный.
19. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. / В. Г. Зинченко. – Москва : Флинта : Наука, 2007.- 156 с. – Текст : непосредственный
20. Зотова, И. В. Игра-драматизация как средство развития театрализованных умений детей дошкольного возраста / И. В. Зотова. // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3. – № 6. – С. 96-100. – Текст : непосредственный.
21. Касымова, А. Ф. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста – Текст : непосредственный. // NovaUm.Ru. – 2020. – № 25. – С. 322-323.
22. Клюева, Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c. – Текст : непосредственный.
23. Клюева, Н. В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). – Ярославль: Академия развития, 1997. – 124 с. – Текст : непосредственный.
24. Ключко, Н.В. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативной и регулирующей функции речи дошкольников с задержкой психического развития – Текст : непосредственный. // StudNet. – 2020. – №12. – с.251-258.
25. Кононова, Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2006. – 19 с. – Текст : непосредственный.
26. Коровина, Е. Н. Влияние игры-драматизации на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста – Текст : непосредственный. // Роль современного образования в условиях глобализации. – 2020. – С. 168-172.
27. Крушная, Н. А. Результаты исследования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития – Текст : непосредственный. // Вестник ЮУрГГПУ. – 2019. – №2. – с.228-239.
28. Крылов, А. К. Игра-драматизация как одно из средств развития детей – Текст : непосредственный. // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 16. – С. 855-858.
29. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1986. – 24 с. – Текст : непосредственный.
30. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - Москва: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с. – Текст : непосредственный.
31. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. – Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. - 320 с. – Текст : непосредственный.
32. Ларина, Л. Ю. Направления работы по формированию речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития – Текст : непосредственный. // Специальное образование. – 2017. – №4. – с.111-113.
33. Леонтьев, А. А. Мир человека и мир языка. - Москва: Детская литература, 1984. – 128 с. – Текст : непосредственный.
34. Летягина, И. Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста – Текст : непосредственный. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. - №2(7). - с.141-143.
35. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. – 220 с. – Текст : непосредственный.
36. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В. И. Лубовский – Текст : непосредственный. // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 3–5.
37. Луман, Н. К. Общество общества. Том 1. Общество как социальная система. Медиа коммуникации. Эволюция / Н.К. Луман. – Москва : Логос, 2011. – 640 с. – Текст : непосредственный.
38. Луткова, М. И. Театрализованная игра и игра-драматизация в детском саду / М. И. Луткова. – Текст : непосредственный. // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 4 (139). – С. 29-31.
39. Лутонян, Н. Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР / Н. Г. Лутоян. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 1977. - № 3.- с.45-49.
40. Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника / М. Д. Маханева. – Текст : непосредственный.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.
41. Мельникова, Е. Г. Формирование коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – №2. – с.148. – Текст : непосредственный.
42. Мещяряков, Б. Г. Большой психологический словарь : справ. изд. / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 666 с. – Текст : непосредственный.
43. Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис. на соискание степени канд. пед. наук. Москва, 2016.- 257 с. – Текст : непосредственный.
44. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Оникс, 2008. - 976 с. – Текст : непосредственный.
45. Певзнер, М. С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1966. – 256 с. – Текст : непосредственный.
46. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологические исследования. – Москва . 1984. – 123 с. – Текст : непосредственный.
47. Перменова, Д. С. Взаимосвязь речевого поведения и социального интеллекта в ситуациях общения младших школьников с задержкой психического развития // Психология. Психофизиология. – 2018. – №1. – с.120-129. – Текст : непосредственный.
48. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – Москва : Школьная пресса, 2000. – 128 с. – Текст : непосредственный.
49. Пешкова, Н. А. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. Учебно-методическое пособие – Москва : Мир науки, 2020. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/60MNNPU20.pdf – Текст : электронный.
50. Пешкова, Н. А. Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. – / Н. А. Пешкова. – Текст : непосредственный. // Акмеология. – 2016. – №4 (60). – с.185-189.
51. Пирко, С. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованной деятельности / С. Н. Пирко. – Текст : непосредственный.// Скиф. – 2021. – №7 (59). – с.131-134.
52. Пиюк, Н. С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников / Н.С. Пиюк, Е.Ю. Лешкунова. – Текст : непосредственный. // SCIENCE TIME. - 2016. - № 11 (35). - С. 364-367.
53. Платохина, Н. А. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Н. А. Платохина. – Текст : непосредственный. // Концепт. – 2017. – №10. – с.28-39.
54. Проняева, С. В. Воспитание коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми: [Игры, кружки по интересам: Дошкол. учреждения] / С. В. Проняева – Текст : непосредственный.// Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. -Шадринск, 1999. - 110 с.
55. Пускаева, Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Дефектология. - 1980. - № 3. – с.25- 30. – Текст : непосредственный.
56. Раковская, К. А. Значение игры-драматизации в дошкольном возрасте / К. А. Раковская. – Текст : непосредственный.// Перекресток идей и гипотез. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 19-24.
57. Репина, Т. А. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Т.А. Репина – Текст : непосредственный. - Москва.: Академия, 2005. - 248 с. - Библиогр.: 238-246 с.
58. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989 – 120 с. – Текст : непосредственный.
59. Рузская, А. Г. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985. – 150 с. – Текст : непосредственный.
60. Семенова, Э. А. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XIII. – с.98-100. – Текст : непосредственный.
61. Семенюк, Н. М. Роль игр - драматизаций в развитии творческой активности дошкольников / Н. М. Семенюк. – Текст : непосредственный.// Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 2-2 (63). – С. 92-96.
62. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.. – Текст : непосредственный.
63. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева – Текст : непосредственный. // Дефектология. - 2007.- № 4. - С. 37- 45.
64. Сорокина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в связи задачами их подготовки к школьному обучению // КПО. – 2018. – №2 (14). – с.30-38. – Текст : непосредственный.
65. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития. / О. С. Степина – Текст : непосредственный.// Специальное образование. - 2007. - №8. - с.52-59.
66. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.3. – Москва : Медицина, 1969. - 334с. – Текст : непосредственный.
67. Тенкачева, Т. Р. Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации / Т. Р. Тенкачева. – Текст : непосредственный. // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – с.57-61.
68. Трегубова, Т. Е. Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности / Т.Е. Трегубова – Текст : непосредственный.// Педагогические науки. – 2012. – № 1. – С. 44-45.
69. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева – Текст : непосредственный.// Дефектология. – 2005. – № 2. – С.19-26.
70. Федорова, Т. Г. Игра-драматизация как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Федорова. – Текст : непосредственный. // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 86-91.
71. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова. – Текст : непосредственный.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.
72. Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 2003. - N 1. - С. 23-33. - с. 32-33.
73. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – Москва : Педагогика, 2012. - 99 с. – Текст : непосредственный.
74. Чернокова, Т. Е. Формирование коммуникативных способностей у детей 5-6 лет посредством игр-драматизаций / Т. Е. Чернокова. – Текст : непосредственный.// Современное дошкольное образование. – 2016. – № 8 (70). – С. 44-51.
75. Шевченко, С. Г. Наблюдения в природе с целью активизации познавательной деятельности и развития речи младших школьников с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 1986. - №3.- с.34-40.
76. Шляпникова, Е. Ю. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью / Е. Ю. Шляпникова. – Текст : непосредственный. // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 18. – С. 469-474.
77. Яковлев, И. П. Основы теории коммуникаций : учебное пособие / И. П. Яковлев. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2009. -192 с. – Текст : непосредственный.
Для выполнения роли ребенок должен использовать такие выразительные средства, как мимика, жесты, движения тела, а также речь, наполненную выразительной лексикой и интонацией. Театральная деятельность выражает общий уровень развития ребенка, при котором он находит понимание художественного произведения, получает эмоциональный отклик на него, овладевает художественными образами. Работа над репликами персонажей и их собственными высказываниями активизирует словарный запас ребенка, обогащает его, улучшает звуковую сторону речи. Чтобы овладеть ролью, поработать над диалогами персонажей, нужно совершенствовать свои навыки, выражать себя четко и ясно, совершенствовать диалогическую речь и ее грамматическую структуру. Работа над театрализованными действиями позволяет расширить кругозор детей, вызывает желание рассказать о пережитом друзьям и родителям. Все это, безусловно, положительно сказывается на развитии речевых навыков. Не только участие в играх-драматизациях, но и их просмотр благотворно влияет на речевое развитие ребенка. В театре при этом приходится следить за тем, что происходит на сцене, слушать и понимать не всегда внятно звучащую речь актеров, распределять и переключать внимание. Ребенок должен быть заранее подготовлен к восприятию театра, объясняя ему содержание пьесы, смысл пьесы и многое другое, что делает театральное зрелище психологически развивающим видом искусства для зрителя.