Игры-драматизации как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование комплекса игр-драматизаций для использования в процессе формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.03.2023
Объем файла
198 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. 
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с ЗПР, воспитывающихся в дошкольном учреждении, отмечается отставание в развитии коммуникативных навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявляется в несформированности социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков, несформированности возрастных форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения.
Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем. Но особая роль в данном процессе отдается игровой деятельности, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и основы для оптимальной адаптации детей данной категории в среде сверстников. 

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры-драматизации 7

1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7

1.2. Понятие «коммуникативные навыки», критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16

1.3. Характерные особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игр-драматизаций 23

Глава 2. Методические аспекты формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры-драматизации 33

2.1. Методики по исследованию уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного  возраста  с  ЗПР 33

2.2. Научно-обоснованные методические рекомендации субъектам образовательного процесса по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 40

Заключение 66

Список источников 70

Список источников

1. Адеева, Т. Н. Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития / Т. Н. Адеева. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – №1. – С.95-98.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. / Л.В. Артемова. – Москва : Просвещение, 2005. – 126 с. – Текст : непосредственный

3. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Т. П. Артемьева. – Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2016. – №1. – с.5-15.

4. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 927 с. – Текст : непосредственный.

5. Атаманова, А. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры-драматизации / А. Ю. Атаманова. – Текст : непосредственный // Студенческий. –  2019. – № 8 (52). – С. 38-41.

6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Белопольская Н. Л. – Изд. 2-е, испр. – Москва : Когито-Центр, 2009. - 192 с. – Текст : непосредственный.

7. Бережная, О. А. Коммуникативно-речевые особенности «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. А. Бережная. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №12-1. – с.165-169.

8. Большакова, М. С. Особенности навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М. С. Большакова. – Текст : непосредственный // Евразийский Союз Ученых. – 2020. – №8-2 (77). – с.13-16.

9. Бориснев, С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Бориснев. – Москва, ЮНИТИ-ДАНА.2003. – 270 с. – Текст : непосредственный.

10. Булгакова, Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития / Д. Р. Булгакова. – Текст : непосредственный. // БМИК. – 2015. – №12. – с.1685-1686.

11. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1990. – №6. – с.34-45.

12. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2019. – 282 с. – Текст : непосредственный.

13. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. / Г. В. Грибанова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1986. – №5. – С.13-20.

14. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». / Т. Н. Доронова. – Москва, 2011. – 27 с. – Текст : непосредственный.

15. Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Т. М. Дридзе. // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциохпсихологической парадигмах: В 2 кн. / РАН. Ин-т социологии. Центр соц. упр., коммуникации и соц.- проектных технологий; Отв. ред. Т.М. Дридзе. Москва: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. - Кн. 1. - С. 5–42. – Текст : непосредственный.

16. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова. – Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2009. - №1.- с.85-94.

17. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология : учебник / М. И. Еникеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2008. – 440 с. – Текст : непосредственный

18. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю. М. Жуков. - Москва, 1991. - 96 с. – Текст : непосредственный.

19. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. / В. Г. Зинченко. – Москва : Флинта : Наука, 2007.- 156 с. – Текст : непосредственный

20. Зотова, И. В. Игра-драматизация как средство развития театрализованных умений детей дошкольного возраста / И. В. Зотова. // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3. – № 6. – С. 96-100. – Текст : непосредственный.

21. Касымова, А. Ф. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста  – Текст : непосредственный. // NovaUm.Ru. –  2020. – № 25. – С. 322-323. 

22. Клюева, Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c. – Текст : непосредственный.

23. Клюева, Н. В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). – Ярославль: Академия развития, 1997. – 124 с. – Текст : непосредственный.

24. Ключко, Н.В. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативной и регулирующей функции речи дошкольников с задержкой психического развития – Текст : непосредственный. // StudNet. – 2020. –  №12. – с.251-258.

25. Кононова, Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2006. – 19 с. – Текст : непосредственный.

26. Коровина, Е. Н. Влияние игры-драматизации на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста  – Текст : непосредственный. // Роль современного образования в условиях глобализации. – 2020. – С. 168-172.

27. Крушная, Н. А. Результаты исследования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития  – Текст : непосредственный. // Вестник ЮУрГГПУ. – 2019. – №2. – с.228-239.

28. Крылов, А. К. Игра-драматизация как одно из средств развития детей  – Текст : непосредственный. // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 16. – С. 855-858.

29. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1986. – 24 с. – Текст : непосредственный.

30. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - Москва: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с. – Текст : непосредственный.

31. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. – Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. - 320 с. – Текст : непосредственный.

32. Ларина, Л. Ю. Направления работы по формированию речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития  – Текст : непосредственный. // Специальное образование. – 2017. – №4. – с.111-113.

33. Леонтьев, А. А. Мир человека и мир языка. - Москва: Детская литература, 1984. – 128 с. – Текст : непосредственный.

34. Летягина, И. Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста  – Текст : непосредственный. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. - №2(7). - с.141-143. 

35. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. – 220 с. – Текст : непосредственный.

36. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В. И. Лубовский  – Текст : непосредственный. // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 3–5.

37. Луман, Н. К. Общество общества. Том 1. Общество как социальная система. Медиа коммуникации. Эволюция / Н.К. Луман. – Москва : Логос, 2011. – 640 с. – Текст : непосредственный.

38. Луткова, М. И. Театрализованная игра и игра-драматизация в детском саду / М. И. Луткова. – Текст : непосредственный. // Дошкольная педагогика. –  2018. – № 4 (139). – С. 29-31.

39. Лутонян, Н. Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР / Н. Г. Лутоян. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 1977. - № 3.- с.45-49.

40. Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника / М. Д. Маханева.  – Текст : непосредственный.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.

41. Мельникова, Е. Г. Формирование коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – №2. – с.148. – Текст : непосредственный.

42. Мещяряков, Б. Г. Большой психологический словарь : справ. изд. / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 666 с. – Текст : непосредственный.

43. Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис. на соискание степени канд. пед. наук. Москва, 2016.- 257 с. – Текст : непосредственный.

44. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Оникс, 2008. - 976 с. – Текст : непосредственный.

45. Певзнер, М. С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1966. – 256 с. – Текст : непосредственный.

46. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологические исследования. – Москва . 1984. – 123 с. – Текст : непосредственный.

47. Перменова, Д. С. Взаимосвязь речевого поведения и социального интеллекта в ситуациях общения младших школьников с задержкой психического развития // Психология. Психофизиология. – 2018. – №1. –  с.120-129. – Текст : непосредственный.

48. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – Москва : Школьная пресса, 2000. – 128 с.  – Текст : непосредственный.

49. Пешкова, Н. А. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. Учебно-методическое пособие – Москва : Мир науки, 2020. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/60MNNPU20.pdf  – Текст : электронный.

50. Пешкова, Н. А. Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. – / Н. А. Пешкова. – Текст : непосредственный. // Акмеология. – 2016. – №4 (60). – с.185-189.

51. Пирко, С. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованной деятельности / С. Н. Пирко. – Текст : непосредственный.// Скиф. – 2021. – №7 (59). – с.131-134.

52. Пиюк, Н. С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников / Н.С. Пиюк, Е.Ю. Лешкунова. – Текст : непосредственный. // SCIENCE TIME. - 2016. - № 11 (35). - С. 364-367.

53. Платохина, Н. А. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Н. А. Платохина. – Текст : непосредственный. // Концепт. – 2017. – №10. – с.28-39.

54. Проняева, С. В. Воспитание коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми: [Игры, кружки по интересам: Дошкол. учреждения] / С. В. Проняева  – Текст : непосредственный.// Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. -Шадринск, 1999. - 110 с.

55. Пускаева, Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Дефектология. - 1980. - № 3. – с.25- 30. – Текст : непосредственный.

56. Раковская, К. А. Значение игры-драматизации в дошкольном возрасте  / К. А. Раковская. – Текст : непосредственный.// Перекресток идей и гипотез. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 19-24.

57. Репина, Т. А. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Т.А. Репина  – Текст : непосредственный. - Москва.: Академия, 2005. - 248 с. - Библиогр.: 238-246 с.

58. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989 – 120 с. – Текст : непосредственный.

59. Рузская, А. Г. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985. – 150 с. – Текст : непосредственный.

60. Семенова, Э. А. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XIII. – с.98-100. – Текст : непосредственный.

61. Семенюк, Н. М. Роль игр - драматизаций в развитии творческой активности дошкольников / Н. М. Семенюк. – Текст : непосредственный.// Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 2-2 (63). – С. 92-96. 

62. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.. – Текст : непосредственный.

63. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями  / Л.Г. Соловьева  – Текст : непосредственный. // Дефектология. - 2007.- № 4. - С. 37- 45.

64. Сорокина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в связи задачами их подготовки к школьному обучению // КПО. – 2018. – №2 (14). – с.30-38. – Текст : непосредственный.

65. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития. / О. С. Степина – Текст : непосредственный.// Специальное образование. - 2007. - №8. - с.52-59.

66. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.3. – Москва : Медицина, 1969. - 334с. – Текст : непосредственный.

67. Тенкачева, Т. Р. Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации / Т. Р. Тенкачева. – Текст : непосредственный. // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. –  с.57-61.

68. Трегубова, Т. Е. Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности / Т.Е. Трегубова  – Текст : непосредственный.// Педагогические науки. – 2012. – № 1. – С. 44-45.

69. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева  – Текст : непосредственный.// Дефектология. – 2005. – № 2. – С.19-26.

70. Федорова, Т. Г. Игра-драматизация как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Федорова. – Текст : непосредственный. // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 86-91.

71. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова. – Текст : непосредственный.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 256-262.

72. Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 2003. - N 1. - С. 23-33. - с. 32-33.

73. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – Москва : Педагогика, 2012. - 99 с. – Текст : непосредственный.

74. Чернокова, Т. Е. Формирование коммуникативных способностей у детей 5-6 лет посредством игр-драматизаций / Т. Е. Чернокова. – Текст : непосредственный.// Современное дошкольное образование. –  2016. – № 8 (70). – С. 44-51.

75. Шевченко, С. Г. Наблюдения в природе с целью активизации познавательной деятельности и развития речи младших школьников с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. – Текст : непосредственный.// Дефектология. - 1986. -  №3.- с.34-40.

76. Шляпникова, Е. Ю. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью / Е. Ю. Шляпникова. – Текст : непосредственный. // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 18. – С. 469-474.

77. Яковлев, И. П. Основы теории коммуникаций : учебное пособие / И. П. Яковлев. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2009. -192 с. – Текст : непосредственный.

Для выполнения роли ребенок должен использовать такие выразительные средства, как мимика, жесты, движения тела, а также речь, наполненную выразительной лексикой и интонацией. Театральная деятельность выражает общий уровень развития ребенка, при котором он находит понимание художественного произведения, получает эмоциональный отклик на него, овладевает художественными образами. Работа над репликами персонажей и их собственными высказываниями активизирует словарный запас ребенка, обогащает его, улучшает звуковую сторону речи. Чтобы овладеть ролью, поработать над диалогами персонажей, нужно совершенствовать свои навыки, выражать себя четко и ясно, совершенствовать диалогическую речь и ее грамматическую структуру. Работа над театрализованными действиями позволяет расширить кругозор детей, вызывает желание рассказать о пережитом друзьям и родителям. Все это, безусловно, положительно сказывается на развитии речевых навыков. Не только участие в играх-драматизациях, но и их просмотр благотворно влияет на речевое развитие ребенка. В театре при этом приходится следить за тем, что происходит на сцене, слушать и понимать не всегда внятно звучащую речь актеров, распределять и переключать внимание. Ребенок должен быть заранее подготовлен к восприятию театра, объясняя ему содержание пьесы, смысл пьесы и многое другое, что делает театральное зрелище психологически развивающим видом искусства для зрителя.