Арт-терапевтические методы в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема гиперактивности приобретает особую актуальность, так как является достаточно распространенной среди детей как дошкольного, так и школьного возрастов.
Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и другие особенности состояния здоровья детского организма. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после трех-четырех лет и продолжается до подросткового возраста [5].
Началом изучения проблемы гиперактивности считаются описанные в 1985 году особенности чрезмерно-подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецким врачом-психоневрологом Г. Хоффманом. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности и особенностей детей дошкольного возраста с гиперактивностью значительно позднее. Так, говоря о ги
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
1.1 Анализ понятия «гиперактивность» и причин ее проявления у детей старшего дошкольного возраста................................................................
1.2 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью……………………………………………….
1.3 Арт-терапевтические методы в воспитании детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью…………………………………
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ….
2.1 Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью…………………………………………………
2.2 Комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр, Л. Берг / пер. с немецкого. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.
2. Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / П. Альтхерр, Л. Берг; под ред. М. Пассольта. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.
3. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – Москва: Книголюб, 2011. – 64 с.
4. Афоничкина, К.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста / К.В. Афоничкина // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: Сб. тр. Международ. научно-практич. конф. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. – С.10-13.
5. Бадалян, Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н. Н. Заваденко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С.74-90.
6. Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – Москва: Медпрактика-М. – 2002. – 128 с.
7. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва: Институт Психотерапии, 2001. – 96 с.
8. Булгаков, А.Б. Проблемы оптимизации образования гиперактивных детей / А.Б. Булгаков, О.С. Булгакова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С.18-19.
9. Васильева, А.А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ/ А.А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – С.94-98.
10. Волков, Б.С. Дошкольная психология: психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 5-е изд. - Москва: Академический проект, 2020. - 286 c. - ISBN 978-5-8291-2568-4. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/109988.html (дата обращения: 25.12.20
1. Определить критерии и уровни показателей гиперактивности в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать необходимые диагностические материалы для диагностики уровня проявления показателей гиперактивности в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое обследование по выявлению уровня проявления показателей гиперактивности в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
4. Произвести качественный и количественный анализ результатов, полученных данных.
Согласно всему вышесказанному, исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, который стал констатирующем, предполагалось выявить уровень выраженности проявления показателей гиперактивности при воспитании у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе, формирующем, на основании полученных данных был разработан и реализован комплекс занятий с использованием арт