Профилактика и преодоление кибербуллинга среди подростков и молодежи

ВКР в которой теоретически раскрыт феномен «кибер-буллинг», проведена диагностика, с помощью методов исследования о буллинге, психологических особенностей жертв кибербуллинга
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.03.2023
Объем файла
1664 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1200 руб.
1500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Один из важных процессов, происходящих в жизни сегодня — процесс глобализации. Развитие коммуникации способствует образованию мирового информационного пространства. Чем оно больше, тем размытей становятся контролируемые границы и как результат безопасность минимизирована.
Глобальная сеть имеет свои уникальные особенности, благодаря которым коммуникация в ней значительно отличается от других ее видов. Например, из-за анонимности, доступности и чувства безопасности, человек может показать себя с разных сторон, делиться личным, формировать идентичность, создавать новые образы, показывать свои успехи и т.д. Но тем же эффектом «анонимности» пользуются и те юзеры сети, чья цель найти в успехах, внешности и так далее другого то, за что можно зацепиться и максимально навредить человеку.
Smith P. K (2008) определяет такое явление как «кибер-буллинг», преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 12
ГЛАВА 1 Психологическая характеристика кибербуллинга 18
1.1 Определение понятия кибер-буллинга 18
1.2 Психологическая специфика кибер-буллинга 24
1.3 Статистика кибер-буллинга в России 25
1.4 Интернет риски 26
1.5 Психологические особенности феномена кибербуллинг 27
1.6 Подростки как группа риска в ситуациях кибербуллинга 30
1.7 Стратегии совладания со стрессовыми ситуациями в виртуальном пространстве 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стратегий совладания с кибербуллингом 34
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 46
заключение 49
Список литературы 51
Приложения 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова //Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – №. 1. – С. 7.
Баранов А. А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – Т. 26. – №. 2. – С.37-46.
Белковец О. С. Феномен кибербуллинга среди подростков в социаль-ных сетях / О. С. Белковец // Весці БДПУ. Серыя. – 2016. – Т. 1. – №. 2. – С. 46-49.
Белинская, Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты/ Е.Белинская, А. Жичкина— М.: Юнити — дана, 2004 — С.165.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль/ Л.Берковиц—СПб.:Нева, 2002.—С.248.
Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К, Д. Хломов // Журнал Высшей школы экономики. Т. 11 Психология.—2014.—№ 3.—С. 177-191.
Бурлаков, И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр / И.В Бурлаков—М.: Независимая фирма «Класс», 2000.—С.144
Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д.Ричардсон // Серия «Мастера психологии» СПб: Питер.—2001. —С.27.
Вавренюк, Е.А. Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения /Е.А. Вавренюк, Е.А Бай // Брест, БрГУ, —2012
Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями / Л.И. Вассерман и др. - СПб: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.- 38 с
Весник Федерального института медиации 2017/ Ц.А. Шамликашвили, В.В.Филипов, О.О. Олифер, А.Ю. Щукин, Т.В. Пятаха, Д.Н. Пчелинцева, С.В. Харитонов/ Проблемы безопасности детей в социальных сетях
Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с оффлайном. Исследование АО «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс]. URL: https :// kids. kaspersky. ru / wp - content / uploads / sites /2/2019/04/190

Выделяют психологические аспекты кибер-буллинга связанные с особенностями кибер-среды и отличающие его от обычной агрессивности.
К ним можно отнести:
- обезличенность преследователя и наличие у него возможности постоянно преследовать свою жертву;
- мотивация жертвы кибер-травли к сокрытию фактов преследования от родителей и взрослых из-за страха ограничения доступа к компьютеру (сотовому телефону, планшету и т.п.) и лишению возможности хоть какого-то общения со сверстниками;
- огромное число и обезличенность свидетелей травли, сочетающееся с отсутствием наказания за подобные действия и разделением ответственности за травлю.
Дозволенная в Интернете анонимность меняет поведение людей. Возможность не быть идентифицированными приводит к феномену растормаживания (disinhibition): без угрозы наказания и социального неодобрения люди говорят и делают вещи, которые бы не стали говорить и делать под своим именем, позволяют себе гораздо больше