Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи. Многие отечественные и зарубежные исследователи (С.Ф. Левяш, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией, на долю дизартрических нарушений приходится 60-70% случаев.
При данной патологии наряду с нарушенным звукопроизношением страдает просодическая сторона речи и фонематические процессы.
Уже доказано (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.), что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения [41].
Очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, чт
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ.........................................................................................................
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ...............................................................................................
1.1 Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе......................................................................................................
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии........................................................
1.3 Анализ литературы по вопросам применения игротерапии в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников………………………………………
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.................................................................
2.1 Организация, принципы, цель и задачи констатирующего эксперимента....................................................................................................
2.2 Методика изучения состояния моторной сферы, просодики, звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии………
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента...........................
ГЛАВА 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ..........................................
3.1 Организация и принципы работы по коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии………..
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции фонетикофонематичес
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: Астрель, 2007. - 331 с.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - Москва Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
4. Борисова, Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем / Е. А. Борисова. - Биробиджан: ОблИУУ, 2005. - 36 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. - 203 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/69396.html (дата обращения: 28.11.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 141 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
8. Воробьева, Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - Санкт-Петербург: Изд. дом Литера, 2007. - 64 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2007. - 472 с.
10. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Парадигма, 2013. - 534 с.
11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва: Издво академии педагогических наук, 1958. - 373 с.
12. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
13. Караканова, С.Е. Роль логопедических игр
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГБУ «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова»
В состав экспериментальной группы вошли 10 детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (6 мальчиков и 5 девочек). Возраст детей на момент обследования 5 лет. По заключению врачей-специалистов все дети экспериментальной группы с сохранным слухом, зрением и интеллектом.