Изучение прокариот в школьном курсе биологии

ВКР в которой рассмотрены основные надцарства органического мира и морфологические типы бактерий, выяснена ультраструктура клетки прокариот и роль прокариот в почвенном плодородии, определено участие прокариот в круговороте углерода, роль прокариот в круговороте азота, основные направления использования бактерий человеком
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.03.2023
Объем файла
1406 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Приоритетная задача современной школы – формирование личности, обладающей универсальной системой знаний, значимой за пределами школьного образования, и опытом самостоятельной деятельности [1].
В школьном курсе биологии таким потенциалом обладают знания о микроорганизмах, в частности бактериях. Бактерии – обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра и очень малого размера. Они играют огромную роль в жизни человека, так как затрагивают вопросы личной гигиены, обработки и сохранения пищевых продуктов, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социальные проблемы, которые ставит перед современным обществом развитие биотехнологии. При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАДЦАРСТВА
ПРОКАРИОТЫ5
1.1 Основные надцарства органического мира5
1.2 Морфологические типы бактерий8
1.3 Ультраструктура клетки прокариот10
1.4 Роль прокариот в почвенном плодородии14
1.5 Участие прокариот в круговороте углерода18
1.6 Роль прокариот в круговороте азота20
1.7 Основные направления использования бактерий человеком23
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАБОТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ27
2.1 Анализ программы биологии под ред. И.Н. Пономаревой и учебника по биологии для основной школы27
2.2 Разработка плана-конспекта урока на тему «Бактерии: строение и жизнедеятельность»41
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАБОТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ46
3.1 Анализ программы под ред. И.Н. Пономаревой и учебника по общей биологии для основной школы46
3.2 Разработка плана-конспекта на тему «Примитивные организмы»57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ60

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. / Е.Н. Арбузова – Москва : Издательство «Юрайт», 2019. –295 с. 
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг / Т.Я. Ашихмина - Москва: АГАР, 2000. - 161 с.
Безбородов А.М. Основы биотехнологии микробных синтезов / А.М. Безбородов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1989. - 408 с.
Биоиндикация загрязнений среды. / Л.Ф. Тарарина - Москва: Аргус, 1997. - 239 с.
Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев — Москва : Вентана - Граф, 2013 — 144 с.
Биология: 5–9 классы: программа / под ред. И.Н. Пономарёвой — М.: Вентана -Граф, 2012. — 304 с.
Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – Москва : Вентана-Граф, 2017. – 272 с.
Биотехнология / Под ред. А.А. Баева – Москва: Наука. 1984. – 311 с.
Биотехнология / Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуилова – Москва: Высшая школа, 1987. Т. 1-8.
Большой практикум по микробиологии / Г.А. Селибер и др. - Москва: МГУ,1992. - 491 с.
Васильева Е.В. Лабораторные работы по микробиологии / Е.В. Васильева, Г.А.Кириллова, А.С. Ласкина - Москва: Просвещение, 1999. 79 с.
Гусев М.Ф. Микробиология / М.Ф. Гусев, Л.А. Минеева. – Москва: Академия, 2013. - 464 с.
Громов Б.В. Экология бактерий/ Б.В. Громов, Г.В. Павленко - Ленинград: ЛГУ, 1986. - 248 .с.
Егорова Т.А. Основы биотехнологии / Т.А. Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина – Москва: Академия, 2003. - 208 с.
Емцев В.Т. Микробиология / В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. – Москва: Дрофа, 2016. - 444 с.
Заварзин Г.А. Введение в природоведческую микробиологию / Г.А. Заварзин, Н.Н. Колотилова. – Москва: Книжный дом «Университет», 2011. - 256 с.
Заварзин Г.А. Бактерии и состав атмосферы / Г.А. Заварзин. – Москва: Наука, 1984. - 199 с.
Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы / Д.Г. З

Денитрифицирующие бактерии – факультативно анаэробные организмы [15].
Потери азота, как правило, редко происходят в больших масштабах, так как азот обычно перехватывается другими микробами, для которых он является пищей, это очень важная группа азотфиксирующих бактерий [24]. Часть этих бактерий живёт в почве, а часть – на корнях растений. Азотфиксация – процесс, имеющий планетарное значение и по масштабам сопоставим с фотосинтезом. Микробное связывание молекулярного азота – единственный путь снабжения растений азотом, не ведущий к нарушению экологической среды из-за загрязнения почв и атмосферы [35].
К аэробным азотфиксирующим бактериям относится азотобактер, а анаэробный азотусваивающий микроб – клостридиум [15]. Оба микроба хорошо уживаются вместе и взаимно помогают друг другу. Кроме того имеется большая группа азотусваивающих бактерий, живущих на корнях бобовых растений – клубеньковые бактерии. Они представляют собой грамотрицательные