Совершенствование групповых тактических действий в защите при приеме нападающих ударов в волейболе (на примере юношей̆ 15-16 лет)»
ВВЕДЕНИЕ
Современный волейбол — это атлетичный вид спорта, где очень большое значение придается физической подготовки игроков. Игрок должен быть хорошо оснащен технически, тактически подготовлен к игровому процессу. Так же большое значение придают ростовым и антропометрическим данным игрока при отборе в волейбол. Есть ещё масса различных нюансов в подготовке игрока, но мы не ставили цель рассматривать их в этой работе. В принципе, эта совокупность элементов подготовки игроков и толкает само развитие волейбола. Развитие физических данных позволяет игрокам высоко прыгать над сеткой и сильно бить по мячу. Вследствие этого повышается скорость полета мяча и его скорость перемещения по площадке. Из-за этого повысилась скорость игры. Раз повышается скорость игры – значит, игроку нужно быстрее соображать на площадке, а для этого игрок должен знать, что и как сделать в игровом процессе. То есть быстрее выбирать ту или иную тактическую схему. Повышение скорости полета мяча привело к сложности в его обработке игроком. Прием подачи со скоростью полета мяча в 100— 120 км/ч, игра в защите, необходимость точной передачи мяча с определенной скоростью и высотой в нужную точку площадки и т д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
I.1 Основы тактической подготовки волейболистов 5
I.2 Методика совершенствования тактической подготовки волейболистов 8
I.3 Игровые действия и игровое мышление волейболистов 9
I.4 Игровое мышление 12
I.5 Тактика атаки и обороны 18
ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
II.1. Цель и задачи исследования 22
II.2 Методы исследования 22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айриянц, А. Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений / А. Г. Айриянц. - М. : Академия, 2006. - 325 с.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975.- 447 с.
3. Арбузин, И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет / И. А. Арбузин : Автореф. дисс. к.п.н. / И.А. Арбузин. – Омск. - 2006.- 22 с.
4. Барчуков, И. С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов / И. С. Барчуков. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 255 с.
5. Беляев, А. В. Волейбол: учебник для студентов вузов физической культуры / А. В. Беляев, Ю. Д. Железняк, Ю. Н. Клещев, В.В Костюков, В.Г. Кувшинников, А. В. Родионов, М. В. Савин, О. П. Топышев, 2000. – 368 с.
6. Беляев, А. В. Методика воспитания физических качеств волейболистов / А. В. Беляев. - М. : РИО ГЦОЛИФК. - 1990. - 287 с.
7. Беляев, А. В. Тактическая подготовка волейболистов: Методическое пособие / А. В. Беляев. - М.: 1995. 29 с.
8. Бриль, М. С. Современная практика психологической подготовки спортсмена / М. С. Бриль // Теория и практика физической культуры, 1979. - №12. - С. 5-7.
9. Ванек, М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов / М. Ванек, В. Гошек // Психология и современный спорт, 1982. - №3. -С. 113.-114.
10. Волков, В. Ю. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно- практической конференции . Часть 2. / В. Ю. Волков, Г. Н. Пономарев, В.Г. Щербаков. - СПб.: Нестер, 2000. - 206 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика. - 1991. - 480 с.
12. Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий/ Подг. К печати М. А. Степановой // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1998. - №2.- с. 3-8.
13. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 520 с.
14. Забродин, Ю. М. Процесс принятия решения / Ю. М. Забродин. - М. : Наука, 1976 — 138 с.
15. Иванова, Л. М. Развитие тактического мышления студентов- волейболистов при выполнении нападающих действий / Л. М. Иванова // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: тез. докл. научн.-практ. конф. Омск: из-во Сибгуфк. 2004. - С. 109-112.
16. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П.Ильин. - СПб: Питер. - 2018. – 352 с.
17. Кабанов, В. Л. Совершенствование физической подготовки юных спортсменов / В. Л. Кабанов ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма // Детский тренер. – 2009. - №3.- С. 36-48.
18. Каратаева, Т. Ю. Волейбол: техника и тактика игры: методичские рекомендации / Т. Ю. Каратаева /Издательство Челяб. гос. Пед. ун-та, 2016.
19. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клешев. - М. : Спорт Академия Пресс, 2003. - 189 с.
20. Конева, Е. В. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Е. В. Конева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.
21. Коц, Я. М. Спортивная физиология / Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 202 с.
22. Кретти, Бр. Дж. Психология в современном спорте / Бр. Дж. Кретти. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 216-222 с.
23. Ксендзов, В. О. Вопросы тактики волейбола / В. О.Ксендзов // Физическая культура в школе. – 2014. - №2. – С 24 – 27.
24. Кулюткин, Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. - М. : Педагогика, 1970. - 232 с.
25. Кучкин, С. Н. Физиологические методы исследования в спорте: Учеб. пособие для студентов в ИФК / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин. - Волгоград: Упр. полиграф. издат. -1981. - 84 с.
26. Макаров, Ю. М. Генезис игровой спортивной деятельности : монография / Ю. М. Макаров ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Кафедра теории и методики спортивных игр. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 208 с.
27. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. - М. : Просвещение, 1991.-191 е.
28. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : 1991. - 543 с.
29. Нерсесян, Л. С. Особенности стартового состояния волейболистов. - М. : Ассоциация спортивных вузов, 1998. - 432 с.
30. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Спб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
32. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 400 с.
33. Рыцарев, В. В. Волейбол : теория и практика : учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта : // В. В. Рыцарев, В. П. Черемисин, О. В. Шкирева и др.: - 2016
34. Седунов, Н. В. Диагностика психических состояний на начальном этапе отбора в волейболе / Н. В. Седунов. - Красноярск: Издательство КГУ, 2004. - 213 с.
35. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Изд. 6-е, испр. и доп. - М. : Спорт, 2016. - 624 с.
36. Фомин, Е. В. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов / Е. В. Фомин, Л. В. Силаева, Л. В. Булыкина, Н. Ю. Белов. – 2014. - Выпуск № 17. – 131 с.
37. Фомин, Е. В. Годичный план спортивной подготовки волейболистов. / Е. В. Фомин // Изд. Москва. – 2017. – Выпуск №21, - 76 с.
38. Фомин, Е. В., Булыкина, Л. В. Блок. Техника и тактика (Сборник статей) / Е. В. Фомин, Л. В. Булыкина // Изд. Москва, - 2015. – Выпуск №19. – 108 с.
39. Фомин, Е. В. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в ДЮСШ / Е. В. Фомин, Н. Ф. Синина. – 2014. - 37 с
40. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия. - 2000. - 112 с.
В них он рассматривается как совершенно самостоятельный процесс со своими внутренними законами, не зависящий от воспитания и воспитания детей (вернее, они оказывают лишь небольшое влияние на психологическое развитие, ускоряя или даже задерживая его). Воспитание и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс как бы следует за развитием. По замечанию Л.С. Выготского, такая система воспитания и обучения «плетется» в хвосте детского развития, ориентируясь не на его завтрашний, а на вчерашний день. Пиаже рассматривал развитие и обучение как независимые процессы. Л. С. Выготский в связи с этим писал, что здесь "развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный естественным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, возникающих в процессе развития" [11].