Психологические факторы профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире информационные технологии внедрены во все сферы общественной жизни и для того, чтобы государство оставалось конкурентоспособным необходима интеграция информационных технологий и их активное применение для ускорения, улучшения качества работы особо важных систем. В Указе Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года содержатся задачи по ускорению темпов внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы. Следовательно, данный процесс напрямую затрагивает образовательную среду, так как экономика связана со всеми сферами жизни общества.
В декабре 2019 года в провинции Ухань (Китай) произошла вспышка заболевания новым вирусом SARS-Cov-2, более известным как COVID-19. У властей Китая не получилось справиться с данной эпидемиологической проблемой, в следствии чего «новоиспеченный» вирус из угрозы одного государства
Оглавление
Введение2
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки изучения психологических факторов профессионального стресса педагогов в условиях цифровизации общеобразовательных школ.8
1.1.Основные психологические подходы к изучению проблемы стресса8
1.2. Сущность и содержание профессионального стресса педагогов в условиях цифровизации22
1.3.Теоретическая модель профессионального стресса педагога в условиях цифровизации образовательного процесса33
Выводы по главе 1.43
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических факторов профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса.45
2.1. Методический замысел эксперимента45
2.2. Результаты эмпирического исследования (констатирующий этап)48
Выводы по главе 2.59
Глава 3. Исследование возможности профилактики психологических факторов профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса.61
3.1. Программа профилактики психологических факторов профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса61
3.2.Результаты контрольного этапа эксперимента66
Выводы по главе 380
Заключение82
Список используемой литературы84
Приложение89
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Авдулов, А. Н. Власть. Наука. Общество. / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 285 c.
Алиев, А. Т. Психология / А.Т. Алиев, К.В. Сомик. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 160 c.
Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - №5.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.
Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека – Спб.: ВМА, 1999. – 395с.
Архангельский А.Д. Летняя координациометрия // Военно – санитарное дело. – 1934. - №5.
Барабанова М.И., Трофимов В.В., Трофимова Е.В. Цифровая экономика и «Университет 4.0». Журнал правовых и экономических исследований. - 2018. -№ 1. - С. 178-184.
Бернал Дж. Десмонд. Мир без стресса / Пер. с англ.: Иностранная литература, 2016.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
Вачков И. В., Савенкова М. А. (2019) Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. № 3 (49). С. 84-95.
Виру А.А. Об изменениях в деятельности эндокринных желез при эмоциях, сопрвождающих спортивные соревнования // Психологические вопрсы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. – М.: 1969.
Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период: пер. с англ. Й.Г. Виссема. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 432 с.
Г.Б. Монина, Н.В. Раннала Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости". - 11-е изд. - СПб.: Речь, 2009. - 250 с.;
При возникновении данных симптомов необходима их срочная профилактика, так как профессиональное выгорание опасно тем, что может перерасти в личностное, тем самым становясь разрушительной не только по отношению к рабочей деятельности, а непосредственном к самому человеку [9].
Работа педагога является одной из стрессовых профессий, которые характеризуются многочисленными и разнообразными проблемами: административные нагрузки, нехватка времени, трудности в управлении классом и отсутствие автономии, и это всего лишь часть проблем, с которыми сталкивается современный учитель [7].
Эти требования приводят к неудовлетворенности работой, усталости на рабочем месте, выгоранию и снижению качества труда. Но если ясно, что стресс педагога широко распространен, не всегда ясно, как должен быть определен стресс педагога. Стресс педагога, как правило, рассматривается как результат работы