Теоретическое обоснование, разработка и опытная апробация интенсивной методики формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средних профессиональных учреждениях
Введение
Начало XXI века в системе образования ознаменовалось внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения (далее ФГОС). Переход на новые образовательные стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, развивается, совершенствуется. А значит, и в системе образования уже нужны новые подходы к обучению, новые требования к личности педагога, и, как следствие, новые требования к выпускникам школ и средне специальных учебных заведений (ССУЗ).
В списке требований современных ФГОС, предъявляемых к выпускнику ССУЗ указывается, что на уроках иностранного языка необходимо развивать такие умения, как: общение (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; перевод (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, пополнение словарного запаса; а также указывается о необходимости знаний: лексического (1200-1400 лексических единиц)
Содержание
Введение- 2 -
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в организациях среднего профессионального образования с использованием интенсивной методики- 8 -
1.1 Психологические особенности студентов средних профессиональных учреждений- 8 -
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у студентов средних профессиональных учреждений в процессе обучения английскому языку- 13 -
1.3. Интенсивная методика как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции у студентов средних профессиональных учреждений в процессе обучения английскому языку- 18 -
Выводы по главе I- 26 -
ГЛАВА 2. Практические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов средних профессиональных учреждений с использованием интенсивной методики- 27 -
2.1. Анализ содержания курса иностранного языка для средних профессиональных учреждений с точки зрения возможности формирования коммуникативной компетенции у студентов в процессе обучения английскому языку- 27 -
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетенции у студентов средних профессиональных учреждений с использованием интенсивной методики- 34 -
2.3. Рекомендации по применению интенсивной методики для формирования коммуникативной компетенции у студентов средних профессиональных учреждений- 43 -
Выводы по главе II- 47 -
Заключение- 49 -
Список литературы- 52 -
Приложение 1- 58 -
Список литературы
:Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Аксенова Л. О. Методики интенсивного обучения иностранным языкам // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 189-192. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/397/87897/ (дата обращения: 27.01.2022).Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. – М.: Просвещение, 1988. – 334 с.Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М. Изд. МГУ, 1984. – 105 с.
Белкин А. С. Педагогические ситуации успеха. – М.: ИП, 1993. – 168 с.
Беседина Н.А. Английский язык для инженеров компьютерных сетей. Профессиональный курс/English for Network Students. Professional Course: учебное пособие для вузов/ Н.А. Беседина, В.Ю. Белоусов. – 5-е изд., – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 348 с.
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. – М.: «Рус. яз.», 1977. – 288 с.
Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999. – 1456 с.
Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2011.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.Гегечкори Л. Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. Тбилиси, 1975. – 297 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
Рассматривая интенсивное обучение как совокупную стратегию обучения, стоит подчеркнуть те методические принципы, на основе которых оно строится и которые определяют его специфику.
Г.А. Китайгородская выделяет следующие:
Принцип концентрированности в организации учебного материала и самого процесса.
Принцип группового взаимодействия.
Принцип личностного общения.
Принцип полифункциональности упражнений.
Принцип игровой организации учебного материала и самого процесса.
Опираясь на эти принципы, можно сделать вывод, что личность формируется только в коммуникации с другими учащимися. Она контактирует в игре, труде, обучении. В учебном же процессе ученик развивается посредством не только обучения, но и общения с преподавателем и студентами. Гармония возможна лишь при соблюдении баланса всех видов деятельности [46, с. 84].