Особенности копинг стратегий у подростков с девиантным поведением
Актуальность исследования. Изучение проблем копинг-поведения, как отмечает ряд авторов, находится на начальной стадии (Белан Е.А.; Крюкова T.Л.). Анализ публикаций по данной теме выявляет наиболее актуальные проблемы ее исследования: отсутствие концептуальных теоретических разработок, обобщающих знаний об этом феномене человеческого поведения; необходимость уточнения базовых понятий; дефицит эмпирических данных по различным аспектам. Процесс разработки прикладных направлений в рамках исследования копинг-поведения развивается более активно, однако наблюдается нехватка диагностических инструментов, в основном применяются адаптированные зарубежные методики.
В последнее десятилетие увеличился интерес к изучению механизмов совладания с возникающими жизненными трудностями у подростков.
В исследованиях, посвященных подростковому копингу, объектом изучения чаще становятся старшие подростки и юноши (Сирота H.A., Ялтонский В.М.; Стрельцова И.П.; Хазова СЛ.; Чеснокова A.A.; Крюкова Т.Л. и др.), процесс же совладания подростковс девиантным поведением практически не исследован (Лыкова Н.М., Киселева О.В.).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Понятие девиантного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Совладающее поведение (копинг-стратегии) и механизмы психологической защиты
1.3 Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по формированию эффективных коппинг-стратегий у подростков с девиантным поведением.
Заключение
Список источников информации
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
- Алексина, Ю.Ю. Особенности копинг-поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Ю.Ю. Алексина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014.–№ 6-1.– С. 61-62.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Флинта, 2013. – 368с.
- Ануфриюк, К.Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков [Текст] / К.Ю. Ануфриюк // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 4. – С. 147-153.
- Баканова, А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте [Текст] / А.А. Баканова //Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 ноября 2021. – СПб., 2021. – С. 82-84.
- Баст, Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника [Текст] / Е.И. Баст. – СПб.: Питер, 2014.
- Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] /А. С. Белкин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 324 с.
- Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. – М.: Сфера, 2010. – 257с.
- Буравцова, Н.В. Развитие личностной харизматичности посредством социально-психологического тренинга [Текст] / Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева // Социосфера. – 2014. – № 1.– С.180-184.
Предупреждение возможного неблагополучия в психическом, личностном развитии детей и создание условий, максимально благоприятных для развития реализуется в вузе в рамках деятельности по психологической профилактике.
На основании анализа литературы нами разработаны рекомендации для психологов, социальных педагогов по формированию конструктивных стратегий совладающего поведения и копинг-стратегий: необходима организация факультативных занятий, на которых подростки смогут ознакомиться с правилами рационального использования рабочего времени, где акцентируется внимание на необходимости соблюдения режима дня; умении подростков самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы.
Далее следует организовать диагностика удовлетворенности подростков образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работай библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом.