Эффективные методы развития композиционного мышления посредством изображения пейзажа, на основе проведённых занятий по изобразительному искусству среди учащихся начальной школы
Введение
Посредством композиции в изобразительном искусстве решается множество художественно-творческих задач. Композиция – это прежде всего грамотное расположение элементов в работе, комбинация которых способствует концентрации зрителя на определенных, задуманных художником объектах. Именно композиция является инструментом художника, который побуждает зрителя к размышлениям, переживаниям, эмоциям.
Тема исследования – развитие композиционного мышления посредством пейзажной живописи, является актуальной, так как благодаря развитию композиционных умений человек начинает понимать и видеть гармонию окружающей действительности, получает способность видеть прекрасное. В процессе совершенствуется творческое мышление, умственное развитие, способность сравнивать и анализировать, планировать деятельность. Таким образом, можно сказать, что развитие композиционного мышления способствует обеспечению полноценного всестороннего развития личности учащегося.
Содержание
Введение
Раздел I.Композиция в изобразительном искусстве……..
. Определение и основные законы композиции…………………
1.2. Организация композиции станкового произведения………………………..
1.3. Выразительные средства композиции станкового произведения …………
1.4. Композиционные приемы……………………..
Выводы по разделу I
Раздел II.Ход работы над художественно-творческой частью выпускной квалификационной работы……………
2.1. Обоснование выбора темы и техники исполнения работы…….…...….…
2.2. Композиционный поиск и последовательность ведения работы
Выводы по разделу II……………………………………………………………
Раздел III.Развитие композиционных умений у детей младшего школьного возраста посредством пейзажа…….
3.1. Возрастные особенности младших школьников в изобразительной деятельности…………………………………………………………………….
3.2. Методические рекомендации по развитию композиционных умений в младших классах …………………………………………………………………..
3.3. Разработка урока, направленная на развитие композиционного мышления…………………………………………………………………………
3.4. Практический опыт работы в формировании композиционных умений детей младшего школьного возраста при рисовании пейзажа………….
Выводы по разделу III…………………………………………...………..…….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………..…….…
Приложение А……………………………………………………………………
Список литературных источников
Авсиян О.А О композиции картины и сбор материала к ней // Журнал Художник, 1960, №7, [8] с.
Алпатов М. В. Композиция в живописи [Текст]: исторический очерк / М. Алпатов. - Москва; Ленинград: Государственное издательство «Искусство», 1940. - 128, [3] с.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина ; Общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. /Бакушинский А.В М., 1925.–451с.
Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет / Т. В. Башаева. - Ярославль: Акад. развития, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати). - 136, [39] с. Бурова А. И. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / Под общ. ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева; Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1974. - 300 с.
Бушко О. М. Эстетика для школьников / О. М. Бушко. - Москва: Материк-Альфа, 2006. - 127 с.
Васильева А.Ю. Средства гармонизации композиции [Текст]: учебное пособие / А. Ю. Васильева; Курганский гос. ун-т. - Курган: КГУ, 2011. - 58 с.
Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: автореферат дис. ...доктора педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2004. - 34 с.
Виноградова Г.Г. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
Волков Н.Н. Восприятие картины [Текст] / Н.Н. Волков; Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. - 2-е изд., доп. - Москва: Просвещение, 1976. - 32 с.
Волков Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков; [Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР]. - Москва: Искусство, 1977. - 263 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 91,[2] с.
Глобачева С.И. Алексей Грицай [Текст]. - [Москва]
форм и линий, интенсивности и концентрации объектов. Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям. Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре. Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка (Приложение А), является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи. Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями. Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» —