«Ужасное» в лирике Елены Шварц
Введение
Во второй половине XX века художественное сознание переживает кризис субъектности, что ведёт к развитию новых литературных тенденций: концептуализма и метареализма. Это отмечает, например, А. Житенёв в своей монографии «Поэзия неомодернизма». Одним из ярких представителей этого направления можно назвать Елену Андреевну Шварц (1948-2010 гг.). В её лирике этот перелом выражен достаточно явно.
Хотя слово «ужасное» часто используется в литературно-критических статьях о Е. Шварц, (так, например, можно назвать статьи А. Горбуновой «Елена Шварц: Опыт чтения», О. Дарка «Танец молнии», «Огонь и пламень») оно появляется скорее только в виде эмоциональной оценки того или иного образа или читательского впечатления. Полноценного же литературоведческого исследования феномена ужасного и способов его художественного выражения в творчестве Е. Шварц в контексте ленинградского андеграунда сделано не было. Вместе с тем «ужасное», на наш взгляд
Содержание
Введение3
Глава 1. Ирреальное ужасное у Е. Шварц: план содержания и план выражения7
1.1.Категория «ужасного»7
1.2.Лирический герой Е. Шварц.18
Глава 2. Е. Шварц как поэт, преодолевающий модернизм37
2.1.О понятии метамодернизма37
2.2.Ленинградский андерграунд39
Глава 3. Анализ поэмы «Труды и дни Лавинии, монахини из ордена Обрезания Сердца» из сборника «Лоция ночи» (1993).45
Заключение101
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Источники
Гофман Т.А. Гимны к ночи [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. —Режим доступа: Эрнст Теодор Амадей Гофман. Песочный Человек (lib.ru) , свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 05.02.2022.
Мандельштам О. Камень / О. Мандельштам; подг. к изд. Л.Я. Гинзбург, А.Г. Мец, С.В. Василенко, Ю.Л. Фрейдин. — Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1990. — 416 с. : 2 с. ил.— (Литературные памятники, отв. ред. С.А. Рейсер ; редкол. В.Е. Багно, Н.И. Балашёв, Г.П. Бердников и др.).Шварц Е. // Вавилон: тексты и авторы [Электронный ресурс]: сайт Союза молодых литераторов в рамках проекта «Арго». — Электрон. данные. — Режим доступа: ВАВИЛОН: Тексты и авторы: Елена ШВАРЦ (vavilon.ru) , свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 07.06.2021.
Шварц Е. Труды и дни Лавинии, монахини из Ордена Обрезания Сердца: От Рождества до Пасхи / Шварц Е. — Ann Arbor: Ardis, 1987. — 101 с.
Шварц Е. Войско, Оркестр, Парк, Корабль: Четыре машинописных сборника / Шварц Е. — М. : Common place, 2018. — 336 с.
Шварц Е. Простые стихи для себя и для Бога // Wikilivres [Электронный ресурс]: свободная библиотека. — Электрон. Данные. — Простые стихи для себя и для Бога (Е. Шварц) — Wikilivres.ru , свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 02.05.2022.
Шварц Е. А. Стихи / Шварц Е. — Л. : Асс. «Нов. Литература», 1990. — 120 с.
Научная литература
Алленова Т. Ю. Категория ирреального ужасного и способы её выражения в художественном пространстве Н. В. Гоголя: На материале языка повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» // disserCat [Электронный ресурс] : электронная библиотека диссертаций. — Электрон. данные. — Режим доступа: Автореферат на тему «Категория ирреального ужасного и способы ее выражения в художественном пространстве Н. В. Гоголя: На материале языка повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород"» по специальности ВАК РФ 10.02.01 - Русский язык (dissercat.com) , свободный. — Загл. с э
Многие поэты и прозаики (в том числе, Е. Шварц, В. Кривулин и др.) прошли через литературный клуб «Дерзание» во Дворце пионеров. Первым ленинградским поэтом своего поколения, сознательно отказавшимся от контактов с официальной литературой и не предпринимавший попыток печататься стал Роадьд Мандельштам.
Второй период начинает формироваться в 1964, когда Н. С. Хрущёва сменяет Л. И. Брежнев и заканчивается «оттепель» (С. Павлова полагает, что отсюда можно отсчитывать и возникновение)
В 1965 г. за публикацию своих произведений на Западе были арестованы московские писатели Ю. Даниэль и А. Синявский, в этом же году – первые антиправительственные выступления в Венгрии.
В нач. 60-х был установлен кофеварочный аппарат в отделе «Кулинария» на Малой Садовой, где впоследствии собирались обменивались книгами, идеями и самиздатом, читали стихи, стоили творческие планы молодые художники и поэты, В 1965 г. группа поэтов