Письменно-речевая личность рядового носителя языка (на материале письменных текстов жительницы с. Успенское Краснодарского края Л.И. Бугровой)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая магистерская диссертация посвящена характеристике письменно-речевой личности рядового носителя языка и выполнена в русле научного направления лингвоперсонологии.
Возрастающий интерес к широкому кругу проблем, связанных с «человеком говорящим» и «человеком пишущим», в современной лингвистике во многом обусловлен сменой парадигм, произошедшей в конце XX века. На смену системно-структурной парадигме языка пришла антропоцентрическая. В центре находится человек – он сам и все то, что воспринимается им как его окружение, сфера его бытия. Наиболее обширен и интересен внутренний мир человека, его восприятие реальности.
Антропоцентрическая парадигма характеризуется переключением интересов исследователя с объектов познания на субъект, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке. Взамен требования изучать систему и структуру языка выдвигается новое – изучать языковую способность, знания о мире, зафиксированные в языке, языковую компетенцию носителя языка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
1 Теоретические основы исследования8
1.1. Понятие языковой личности8
1.2 Типология языковой личности13
1.3 Понятие естественной письменной речи24
1.4 Жанры естественной письменной речи27
Выводы30
2 «Записки Старой Повитухи» как источник изучения письменно-речевой личности Людмилы Ивановны Бугровой32
2.1Биография Людмилы Ивановны Бугровой32
2.2 Характеристика «Записок…» как первичного источника изучения языковой личности Л.И. Бугровой36
2.3 Анализ языковых особенностей письменных текстов Л.И. Бугровой43
2.4 Анализ функционально-смысловых типов речи57
2.5 Ценностные ориентиры Л.И. Бугровой60
Выводы64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ69
ПРИЛОЖЕНИЕ79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Андриенко, Е.В. Концепты русской культуры в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого: между тоской и свободой : специальность 10.02.01 «Русская литература» : диссертация на соискания ученой степени кандидата филологических наук / Андриенко Елена Владимировна ; Дальневосточный государственный университет. – Владивосток, 2003. – 296 с.
Андрющенко, Е.В. Лингвистическая характеристика спонтанного монолога применительно к прикладным задачам речи : специальность 10.02.01 «Структурная, прикладная и математическая лингвистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Андрющенко Евгения Владимировна ; Ленинградский университет. – Ленинград, 1989. – 405 с.
Баскова Л.В. Языковая личность А.П. Чехова (на материале записных книжек и дневников писателя) / Л.В. Баскова // Антрополингвистическая парадигма в филологии. – Ч.2. – Ставрополь, 2003. – 183–195.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Бахтин М.М. – Москва : Русские словари, 1996. – С. 249 – 299.
Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. – Москва : Прогресс, 1974. 448 с.
Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: специальность 10.02.19 «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» : диссертация на соискание научной степени доктора филологических наук / Богин Георгий Исаевич – Ленинград, 1984. – 354 с.
Богин Г.И. Уровневое развитие языковой личности / Г.И. Богин // Обретение способности понимать: работы разных лет. – Тверь, 2009. Том 1 – С. 5–103.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. – Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т. 2. – 392 c.
Борисовская Е.В. Просторечная лексика в словарном запасе диалекта (на материале говора д. Акчим Красновишерского района Пермской обл.) / Е.В. Борисовская // Живое слово в русской речи Прикамья – Пермь, 1989. – С. 105–112.
Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа = Muttersprac
Все тексты имеют заглавие, иногда сопровождаются эпиграфами – высказываниями известных деятелей науки и культуры, как отечественных, так и зарубежных. Людмила Ивановна интуитивно дает жанровое обозначение своим текстам, называя их «рассказы», «записки» или «воспоминания».
Оказавшиеся в нашем распоряжении письменные материалы можно отнести к текстам социально-гражданственной направленности, подробно передающим атмосферу прошлого и помогающим сохранять историческую память о малой родине и память о профессии, которой Людмила Ивановна посвятила свою жизнь.
Первые два текста из первой тетради – «Как это было», «Судьба Веры» – повествуют о Великой Отечественной войне, описывая историю и трагические события семьи, на долю которой выпали тяжелые испытания тех страшных лет. Из аудиозаписи устной беседы с автором мы понимаем, что письменные рассказы автобиографичны