Особенности построения тренировочного процесса в танцевальном спорте категории «Сеньоры 1»

Цель: разработать и апробировать программу тренировок для возрастной категории «Сеньоры 1» на базе изучения и анализа общих и специальных методов построения тренировочного процесса в танцевальном спорте
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Спортивные танцы - это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос развития спортивно-технического мастерства танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков. Общеизвестен факт, что рост спортивных результатов возможен только при условии, что уровень спортивно-технического мастерства будет соответствовать определенному уровню физической и технической подготовленности. Поэтому, большинство специалистов в области спортивных танцев (Н.В. Гришина, 1986; Е.Х. Мамедова, 1989; Г.А. Чикалова, С.Д. Киселев, 1999; Д.И. Грачев, 2000) [1,16,32] признают зависимость эффективности выступлений спортсменов-танцоров от оптимального сочетания физической и технической подготовленности танцоров.
Сейчас наблюдается тенденция стремительного роста взрослых пар и сольных танцоров, заинтересованных обрести знания в данном виде спорта. Конечно, есть возможность в некоторых клубах спортивного бального танца заниматься в группах хобби класса и даже участвовать в соревнованиях. Но набор в этих группах небольшой, трудно бывает найти подходящего партнера или партнершу. Кроме того, распространено убеждение, что научиться двигаться в паре под музыку без какого-либо напряжения и больших физических усилий требует не менее 10 лет упорных тренировок. Это не совсем так. Современные технологии постановки и развития основ танцевальных движений позволяют значительно сократить этот срок. В практике известно, что при желании начинающая пара может через два года занятий два-три раза в неделю вполне прилично смотреться в конкурсах в своей категории. Конечно, в соревнованиях участвуют самые большие энтузиасты, так как это дополнительные заботы  и стресс, но все, кто переступает этот барьер, потом об этом не жалеют. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ В КАТЕГОРИИ «СЕНЬОРЫ 1» 6

1.1 Общие сведения о занятиях спортивно-бальными танцами………………..6

1.2 Специфика проведения занятий по спортивно-бальным танцам……12

1.3 Изучение особенностей организма и личности занимающихся категории «Сеньоры 1»………………………………………………………...19

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25

2.1 Цель и задачи исследования 25

2.2 Методы исследования 26

2.2.1 Теоретический анализ научно-методической литературы…………26

2.2.2 Опрос и анкетирование тренеров………………………………..…..26

2.2.3 Педагогическое тестирование……………………………………….26

2.2.4 Педагогический эксперимент……………………………………..…26

2.2.5 Методы математической статистики………………………………..27

2.3 Организация исследования 28

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНО-БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ В КАТЕГОРИИ «СЕНЬОРЫ 1» 39

3.1 Результаты теоретического контрольного теста 42

3.2 Результаты практического контрольного теста 55

3.3 Обсуждение результатов исследования 57

ВЫВОДЫ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61-69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова.– М.: ФиС, 2000. – 135 с.

2. Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире ; под ред. С. М. Семёнова. – М.: Международный объединенный биографический центр, 2014. 

3. Борисенкова, Е. С. Использование танцев дополнительной программы в технической подготовке танцоров-спортсменов, находящихся на этапе начального обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Борисенкова // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы

4. Борисенкова, Е. С. Совершенствование музыкально-ритмических способностей танцоров-спортсменов высокой квалификации [Электронный ресурс] / Е. С. Борисенкова, 

5. Ведерников, Д. В. Влияние тренинга на личностное развитие подростков, занимающихся спортивными танцами [Электронный ресурс] / Д. В. Ведерников, Г. Б. Горская // Рудиковские чтения : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. психологов 

6. физ. культуры и спорта (26–27 мая 2016 г.) / М-во Рос. Федерации, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) ; под общ. ред.: Ю. В. Байковского, 

7. А. В. Вощинина. – М., 2016. – С. 207-208. – u.ru/files/sbornik_materialov_rudikovskie_chteniya_2016.pdf.

8. В. В. Ткаченко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2018. – № 3. – С. 3-10. – Режим доступа: http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/page/files/VESTNIK-2018-3.pdf.

9. IV междунар. науч. конгр., посвящ. 45-летию Урал. гос. ун-та физ. культуры, 13–14 нояб. 2015 г. / М-во спорта Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т физ. культуры ; под ред. Е. В. Быкова. – Челябинск, 2015. – Т. 1. – С. 85-86. – Режим доступа: 000Materialy-IV-mezhdunarodnogo-kongressa.-UralGUFK.pdf.

10. Бекина С.И. и др. Музыка и движение / С.И.Бекина.– М., 2002. – 180 с.

11. Волхонская Г. П., Окунева А. Г.Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. 

12. Герд М.А., Панферова Н.Е. К вопросу об изменении некоторых психических функций человека в связи с ограничением мышечной деятельности // Вопросы психологии. – М., 2004. – №5. – С. 78–81.

13. Говард, Гай Техника европейских танцев. / Пер. с англ. А. Белогородского. Москва: Издательство «АРТИС», 2003. – 256 с. 

14. Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. 

15. Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. / Е.В. Еремина-Соленикова. – СПб. :Планета музыки ; Лань, 2012. 

16. Железняк Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002

17. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие /[пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург[идр.]: Лань: Планета музыки, 2015. 

18. Коджаспиров Ю.Г. Новые грани исторического союза спорта и музыки // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 2001. – Вып.5. – С. 121–123.

19. Котенко, Н. В. Особенности хореографической подготовки в спортивных танцах 

20. Крухмалева, К. Современное состояние вида спорта «Спортивные танцы»: перспективы включения в программу Игр Олимпиады / К. Крухмалева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С. 77-78.

21. Н. В. Котенко // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 2. – С. 63-66.

22. Ленская, Е. В. Практическое обоснование методики начальной технической подготовки танцоров-одиночников в спортивных танцах / Е. В. Ленская // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 4. – С. 29-32.

23. Лэрд, Уолтер. Техника латиноамериканских танцев. Часть I. // Техника латиноамериканских танцев. Часть II. Пер. с англ. А. Белогородского. Москва: Издательство «АРТИС», 2003. – С. 180 - 244.  

24. Малькова, П. Я. Методика совершенствования техники базовых фигур европейской программы у танцоров 15–16 лет [Электронный ресурс] / П. Я. Малькова, А. В. Кравец-Абдуллина // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : материалы Всерос. науч.-практ. конф. магистрантов, [12 апр. 2019 г.] / Урал. гос. ун-т физ. культуры [и др.] ; редкол.: Быков Е. В. [и др.]. – Челябинск, 2019. – С. 90-92. – Режим доступа: http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/news/files/Sbornik_materialov_konferencii_magistrantov_12.04.19_0.pdf.

25. Матвеев Л. П. МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для интов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.

26. Миллер Л.Л. Гимнастика, подобная танцу// Спорт, духовные ценности, культура. – М., 2003. – Вып.5. – С. 123–125.

27. Михайлова А. Танцевальная терапия// Альманах «Антропология танца». – М.: Эста, 2004. – Вып.5. – С. 134–137.

28. Морозевич, Т. А. Приоритетные физические качества и их развитие в танцевальном спорте среди команд формейшн / Т. А. Морозевич, Д. Н. Белявский // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2008. – № 5. – С. 102-105.

29. Морозевич-Шилюк, Т. А. Международный научно-практический семинар по гимнастическим видам спорта и танцевальному спорту – современные технологии, практический опыт, верность традициям / Т. А. Морозевич-Шилюк // Мир спорта. – 2019. – № 4. – С. 8-14.

30. Мур А., Бальные танцы: Метод. пособ. / – А. Мур. – М.: ООО Астрель, 2004.

31. Новицкая, М. С. Актуальные задачи психологической подготовки в танцевальном спорте / М. С. Новицкая // Инновации в образовании. – 2015. – № 3. – С. 120-128.

32. Новицкая, М. С. Психологические особенности спортивно-танцевальных пар юниоров с различными показателями турнирной успешности [Электронный ресурс] / М. С. Новицкая // Рудиковские чтения – 2015 : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием по психологии спорта и физ. культуры (3–4 июня 2015 г.) / М-во спорта и туризма Рос. Федрации, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) ; под ред. Ю. В. Байковского. – М., 2015. – С. 279-281. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_27365337_18255898.pdf.

33. Пазына Н. А. Эволюция табличного метода описания фигур на примере его сравнительного анализа в учебных пособиях Гая Говарда(Cuy Howard) и Всемирной Федерации танцевального спорта (World Dance Sport Federation) [Электронный ресурс] / Н. А. Пазына // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : материалы XV Всерос. учеб.-практ. конф., 5 февр. 2015 г. / М-во спорта Рос. Федерации, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи, и туризма (ГЦОЛИФК). – М., 2015. – С. 27-31. – Режим доступа: HTTP://lib.sportedu.ru/Books/PDF/279168.pdf.

34. Н. Рубштейн «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М., 2000

35. Сараф М.Я. Спорт и художественная культура // Спорт, духовные ценности, культура. – М.: Эста, 2000. – Вып.5. – С. 118–123.

36. Смирнов С.Д. Богатый мир движений// Вопросы психологии. – М., 2001. – №6. – С. 156–160.

37. Соронович, И. Особенности функционального обеспечения соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивных танцах [Электронный ресурс] / И. Соронович, Р. Рожкова, О. Бойко // Наука в олимпийском спорте. – 2018. – № 1. – С. 28-32. – Режим доступа: http://journal.sportnauka.org.ua/issue/archive.

38. Тарасенко, В. И. Системно-структурный подход в организации профессионально-педагогической подготовки педагогов по спортивным танцам [Электронный ресурс] / В. И. Тарасенко // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы IV междунар. науч. конгр., посвящ. 45-летию Урал. гос. ун-та физ. культуры, 13-14 нояб. 2015 г. / М-во спорта Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т физ. культуры ; под ред. Е. В. Быкова. – Челябинск, 2015. – Т. 1. – С. 538-540. – Режим доступа: 000Materialy-IV-mezhdunarodnogo-kongressa.-UralGUFK.pdf.

39. Тарасенко, В. И. Профессиональная подготовка педагогов спортивного танца в условиях многоуровневого образования [Электронный ресурс] / В. И. Тарасенко, Л. В. Пигалова // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы IV междунар. науч. конгр., посвящ. 45-летию Урал. гос. ун-та физ. культуры, 13–14 нояб. 2015 г. / М-во спорта Рос. Федерации, Урал. гос. ун-т физ. культуры ; под ред. Е. В. Быкова. – Челябинск, 2015. – Т. 1. – С. 535-538. – Режим доступа: 000Materialy-IV-mezhdunarodnogo-kongressa.-UralGUFK.pdf

40. Седых, Н. В. Особенности воспитания согласованности двигательных действий в спортивных танцах [Электронный ресурс] / Н. В. Седых, Е. Г. Саакян // Современные проблемы подготовки спортивного резерва: перспективы и пути решения : материалы I Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., (6-7 дек. 2018 г.) / М-во спорта Рос. Федерации, Волгогр. гос. акад. физ. культуры, Каф. теории и истории физ. культуры и спорта ; редкол.: Л. Б. Дзержинская, О. П. Плешакова, Ж. В. Фомина ; [под общ. ред. Л. Б. Дзержинской]. – Волгоград, 2018. – С. 79-81. – Режим доступа: www.vgafk.ru

41. Тарханов, И. В. Биомеханика взаимодействия с опорой при исполнении танцевальных шагов назад в различном темпе / И. В. Тарханов, Е. А. Лукунина, А. А. Шалманов // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 50-55.

42. Тарханов, И. В. Количественная оценка исполнения шагов назад в танцевальном спорте / И. В. Тарханов, Е. А. Лукунина // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 11. – С. 38-43.

43. Тарханов, И. В. Дискриминативные признаки техники танцевальных шагов назад, выполненных спортсменами в разном темпе [Электронный ресурс] / И. В. Тарханов, Е. А. Лукунина // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва-Малаховка, 24–26 нояб. 2016 г. / М-во спорта Рос. Федерации, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма, Моск. гос. акад. физ. культуры ; ред.-сост. А. Н. Фураев. – М.-Малаховка, 2016. – С. 153-159. – Режим доступа: http://biomechanics.sportedu.ru/sites/biomechanics.sportedu.ru/files/biomehanika_2014.pdf.

44. Седых, Н. В. Особенности воспитания согласованности двигательных действий в спортивных танцах [Электронный ресурс] / Н. В. Седых, Е. Г. Саакян // Современные проблемы подготовки спортивного резерва: перспективы и пути решения : материалы I Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., (6-7 дек. 2018 г.) / М-во спорта Рос. Федерации, Волгогр. гос. акад. физ. культуры, Каф. теории и истории физ. культуры и спорта ; редкол.: Л. Б. Дзержинская, О. П. Плешакова, Ж. В. Фомина ; [под общ. ред. Л. Б. Дзержинской]. – Волгоград, 2018. – С. 79-81. – Режим доступа: www.vgafk.ru.

45. Тарханов, И. В. Количественная оценка исполнения шагов назад в танцевальном спорте / 

46. И. В. Тарханов, Е. А. Лукунина // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 11. – С. 38-43.

47. Тарханов, И. В. Сравнительный анализ техники танцевальных шагов назад по биомеханическим (кинематическим) показателям / И. В. Тарханов, Е. А. Лукунина, 

48. А. А. Шалманов // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 7. – С. 78-80.

49. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта и общегуманистические тенденции современного общественного развития // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 2000. – Вып.6. – С. 134–137.

50. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / Шумилин А.Т. – М., 2005. – 185 с.

51. Эльяш Н. Образы танца /Н.Эльяш. – М.: Эстетика, 2002.

Все участники теста показали приемлемый результат. Особенно следует отметить данные критерия «Линии корпуса», в котором занимающиеся были отмечены более высоким баллом по сравнению с другими критериями оценивания. Также стоит указать, что стандартная методика построения учебно-тренировочного процесса ставит в приоритет техничное исполнение хореографических фигур и композиций, отодвигая эстетическое оформление, ряд критериев по которому высоко ценится среди судейской коллегии на соревнованиях, на второй план. В итоговой таблице это хорошо видно. Достаточно обратить внимание на показатели критериев «Ритм», «Темп», «Техника работы ног и стопы» и уже отмеченный критерий «Линии корпуса». По всем вышеуказанным критериям участники показали достаточный результат (от 6,2 до 7 баллов). Членами жюри были отмечены участницы под номерами 4 и 5, которые отличились наивысшим баллом среди других участников теста.  Что же касается критериев «Музыкальность», «Представление», «Баланс» и «Энергия танца», то тут участники теста показали достаточно низкие результаты и средние баллы, которые колеблются в пределах от 5,4 до 5,9.  Стоит заметить, что наиболее высокими баллами в данных критериях были отмечены «Музыкальность» (5,9 балла) и «Баланс» (5,8 балла), что немного сглаживает общую картину, однако не опровергает тот факт, что методы построения тренировочного процесса в категории «Сеньоры 1» нуждаются в доработке и модернизации.