Субсидии федерального правительства в сфере МСУ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определена тем, что в нынешних условиях из-за уменьшения доходов региональных и местных бюджетов Российской Феде-рации и усиления непропорциональности регионов и муниципальных обра-зований одной из важнейших проблем оказывается согласованность консо-лидированных бюджетов субъектов и муниципальных образований Россий-ской Федерации. Для того, чтобы решить проблему сбалансированности, из федерального и регионального бюджета выделяются межбюджетные транс-ферты для бюджетов других уровней власти. Основной частью совершенствования экономики Российской Федерации и перехода её на новый путь развития является увеличение вложения инструментов бюджетной политики в гарантирование надёжности социально-экономического развития территорий России и в уменьшение различий между ними. Наличие значительного числа регионов, существенно отстающих в сво-ем хозяйственном и социальном развитии, а также по показателям инвести-ционной и инновационной активности выступает препятствием к системной модернизации российской экономики в целом. Решение этой задачи возможно только за счет согласованных действий Федерации и ее субъектов, в том числе, и в сфере бюджетной политики. В современных условиях ни одно государство не может обойтись без предоставления финансовой помощи субнациональному уровню бюджетной системы, без использования различных бюджетных инструментов политики регионального развития. В российских условиях выбор форм и инструментов такого регулирования является одной из наиболее значимых проблем повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Это связано с тем, что наиболее важные цели экономического выравнивания российских регионов пока не достигнуты.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Субсидии как инструмент бюджетной и экономической политики государства 6
1.1 Субсидии: понятия, виды, признаки 6
1.2. Условия предоставления и распределения субсидий и проблемы их эффективного освоения 13
1.3. Международный опыт предоставления и использования межбюджетных трансфертов в целях выравнивания территориальных диспропорций 21
ГЛАВА 2. Анализ системы распределения субсидий Федерального правительства 30
2.1. Влияние реформ межбюджетных отношений и местного самоуправления на состояние муниципальных финансов 30
2.2. Оценка эффективности системы распределения и использования межбюджетных субсидий на муниципальном уровне субъектов РФ 37
2.3 Анализ бюджетного процесса и межбюджетных субсидий в сфере местного самоуправления Республики Дагестан 43
ГЛАВА 3. Совершенствование системы распределения субсидий федерального правительства в сфере местного самоуправления 54
3.1. Рекомендации, направленные на решение проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ 54
3.2. Пути совершенствования механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов и повышения эффективности их использования …………………………………………………………………………………….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, внесённы-ми федеральными конституционными законами от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3823
3. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (ред. от 01.03.2022, с изм. от 29.03.2022) "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 № 71 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы “Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 де-кабря 2016 года N 1542 «О предоставлении в 2016 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования» (с изменениями на 26 декабря 2017 года).
7. Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года».
8. Решения Собрания депутатов от 27 декабря 2018 года N 30-2 «О бюджете городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
9. Акинин М. А., Ступникова О. Е. Управление региональными финансами в СКФО: оценка современного состояния // Вестник экспертного совета. 2021. №1 (24).
10. Алиев Б.Х., Керимова З.А., Аджиева Л.А. Проблемы исполнения доходной части бюджетов регионов Российской Федерации и пути их решения // Финансы и кредит. 2012. №47 (527).
11. Арлашкин И.Ю., Ганган А.С. Консолидация федеральных субсидий субъектам РФ // Финансовый журнал. 2016. №1 (29).
12. Балынин И.В. Финансовое обеспечение муниципальных образо-ваний в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. 2018. №9 (777).
13. Бексултанов К.Б. Субсидии как инструмент социально-экономического развития региона. // Диссертация. 2011. С.213
14. Быков В.А., Григорьева Ю.О., Ермоленко М.О., Кваша В.А., Колесов Р.В., Сироткин С.А., Юрченко А.В. Совершенствование механизмов предоставления целевых межбюджетных трансфертов. //Монография. 2021. 130 с.
15. Бухарский В.В., Лавров А.М. Межбюджетные отношения и государственное управление: возможности и ограничения децентрализации //Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. №2. – С. 126-153.
16. Валиева Д. Г. Межбюджетные трансферты и политика регио-нальных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №4.
17. Васюнина М. Л. Оценка эффективности межбюджетных транс-фертов субъектам Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2.
18. Введенский В.Г. Местные органы власти в общегосударственной системе территориального управления: опыт зарубежных стран / В. Г. Введенский, А.Д. Сапожников. — М.: Наука, 2018. — 191 с.
19. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 2(42). – С.24-35.
20. Губа О.С., Арсеньева В.А Межбюджетные субсидии: условия предоставления и проблемы их эффективного освоения //Инновационные научные исследования. 2022. №11-1(1). – С. 118-124.
21. Дворядкина Е.Б. Эволюция понятия «местный бюджет» как компонента экономической основы местного самоуправления // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (72). — С. 946-951.
22. Дерюгин А.Н, Арлашкин И.Ю., Прока К.А., Ганган А.С. О проблемах предоставления межбюджетных субсидий регионам // Российское предпринимательство. 2016. №24 - (дата обращения: 14.06.2022).
23. Ерошкина Л.А. Состояние и направления развития межбюджет-ных отношений в Российской Федерации //Сегодня и завтра российской экономики. 2016. №77. – С.40-44.
24. Ибрагимова О. М. Управление расходами республиканского бюджета Республики Дагестан на 2017-2019 годы // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №6.
25. Иванова Н.Г. Межбюджетные взаимоотношения в РФ: анализ, перспективы, зарубежный опыт / Н.Г. Иванова, М.И. Канкулова. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2019— 104 с.
26. Климентьева Н.М. Роль межбюджетных трансфертов в формировании финансового потенциала территорий. / Н.М. Климентьева. // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. №1
27. Климентьева Н.М. Роль межбюджетных трансфертов в формировании финансового потенциала территорий. / Н.М. Климентьева. // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. №1 (18).
28. Колесов Р.В., Бурыкин А.Д., Кваша В.А. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста регионов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 8. № 1. С. 103-111.
29. Марченко С.В. Влияние реформы местного самоуправления на финансовое состояние муниципальных образований // Молодой учёный. 2014. № 4(63). – С.577-580
30. Мильчаков М. В. Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки // Финансовый журнал. 2017. №1 (35). URL:
31. Мудунова А.Ю. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан. − М.: МАКС Пресс, 2019.
32. Ниналалова Ф.И. Влияние бюджетных реформ на формирование доходов местных бюджетов Республики Дагестан // Финансы и кредит. 2009. №46 (382).
33. Оздоева Л.Р. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Международный студенческий научный вестник. 2020. №3. – С.99
34. Петрушина О. В., Свиридова М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образова-ний // Молодой ученый. 2017. №32. С. 55-58.
35. Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А. Роль и значение местных бюдже-тов вбюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. 2018. № 3. С. 40.
36. Провалинский Д.И. Субсидии в современном российском праве (понятие, признаки, виды) // Право и государство: теория и практика. 2019. №10 (178).
37. Рабаданова Д.А., Нурмагомедова Л.А. Анализ доходов местных бюджетов и резервы их увеличения в современных условиях // РППЭ. 2019. №10 (108).
38. Сомоев Р.Г. Субфедеральная бюджетная политика и проблемы бюджетно-налогового федерализма. // Монография. – Махачкала: Формат, 2021. – 245 с.
39. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Анализ зарубежного опыта бюджетного выравнивания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. №3.
40. Татарникова В.В. Межбюджетные отношения в условиях асим-метрии социально-экономического развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2018. №10 (457).
41. Тимушев Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уро-вень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России // Финансо-вый журнал. 2019. №6
42. Тихонькова Е.А. Понятие местного бюджета // Вестник науки. 2022. №3 (48).
43. Чумакова М.К., Шабанова П.М. Местный бюджет Российской Федерации в системе межбюджетных отношений // Эпоха науки. 2020. №22.
Организация и дальнейшее развитие системы межбюджетных отноше-ний невозможны без формирования методической базы предоставления и использования целевых межбюджетных трансфертов. Кроме того, высокую важность приобретает осознание и применение этических принципов для государственного сектора. Поэтому совершенствование системы межбюд-жетных отношений в Российской Федерации также должно включать разра-ботку и утверждение кодекса профессиональной этики или аналогичный до-кумент. Важным, по нашему мнению, является наличие квалифицированных кадров – ключевой фактор успешной реализации и развития системы меж-бюджетного взаимодействия. Для развития профессионального уровня обеспечения процессов межбюджетного взаимодействиям в бюджетной системе Российской Федерации необходимо сформировать и реализовать соответствующие программы обучения. Необходимо осуществлять обучение руководителей и ключевых сотрудников органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также организаций и учреждений государственного (муниципального) сектора.