Женские образы в драмах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»
ВВЕДЕНИЕ
Будучи во многом поворотным моментом для российского общества в целом, XIX век претерпел множество кардинальных изменений во всех сферах государственной жизни. Поскольку этот процесс не мог не быть очень значимым для российского народа, возникла необходимость привлечь к нему общественное внимание. Литература взяла на себя эту функцию. Чтобы поднять самые актуальные вопросы современности, было создано множество ярких, колоритных персонажей. Следует отметить, что в работах традиционно доминировали мужские образы, отражающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на произведения многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не был исключением. Напротив, он создал ряд очень выразительных женских персонажей, способных, по словам Гончарова, "думать, говорить и действовать так, как они думают, говорят и действуют сами", каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен.
Александр Николаевич Островский был создателем репертуара Русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — мы сведем счеты», «Простоты достаточно для любого мудреца», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Без гроша», «Бесприданница» — не сходят с театральных подмостков до сих пор. В пьесах драматург раскрывал жизненные нравы купеческой Москвы. Островский был совершенно оригинален в своем изображении героев. Осуждая купцов-тиранов и, в то же время, увлекаясь их самобытным характером, образом жизни, Островский стремился отразить детали их семейной и повседневной жизни. В то же время он подчинил изображение деталей раскрытию характеров своих героев, что Островскому, на мой взгляд, близко к Гоголю. Сатирический образ не помешал драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно, на мой взгляд, ему удаются женские типы — это беспокойные, ищущие, горячие сердца.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ОСТРОВСКОГО
1.1. Обзор творчества А.Н. Островского……………..…………….. 9
1.2. Образ женщины в драмах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» ………………………………………………… 13
1.3. Слабость образов сильных героинь ………………………………... 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………………………………………………………20
ГЛАВА 2 Самостоятельная интерпретация драм А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Анализ драмы «Гроза»……………………………………………22
Чудовища и жертвы «жестоких нравов» города Калинова…….22
«Гроза»- приговор «самодурной силе»……… …………………....29
Новое время – новые люди в драме «Бесприданница»……...…..30
Сравнительный анализ литературных образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой………………………………….34
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.- Изд. 7-е, доп. и испр.- М.: Просвещение, 1979.
2.Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М., 1999. 27 с.
3. Андреева Н.В. Великие писатели России.- М.: Мысль, 1998
4. А.Н.Островский в русской критике: Сборник статей.- Изд. 2-е, доп.- М.: Худож. лит., 1963.
5. А.Н.Островский в воспоминаниях современников.- М.: Худож.лит., 1966.
6. А.Н.Островский—драматург /Под общ. ред. Вл. Филлипова.- М.: Сов. Писатель,1946.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.- М.: Худож.лит., 1975.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искуство, 1979.
9.Биография А.Н.Островского. Портал: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-ostrovskogo
10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины.- Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Чернец,- М.: Просвещение, 1989.
11. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.- Спб.: Академия, 1998.
12. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1966.
13.Вишневская И.Л. Талант и поклонники. М., 1999. 216 с.
14. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века. / Ред. и сост. В.И.Новикова.- М.: Олимп. АСТ, 1996.
15. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Просвещение, 1995.
16. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература.- М.: Наука, 1978.
17. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб.пособие для филолог.спец.пед. ин- тов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 1985.
18. Добролюбов Н.А.. Избранное. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974
19. Добролюбов H.A. Литературная критика. Л, 1984. Т. 1: Статьи. 1856-1859. 400 с.
20. Дубинская А.И. Драматургическое мастерство Островского. Характеры и конфликты //Наследие А.Н.Островского и советская культура. Сб. ст. М., 1974. С. 220-230
21. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века – М., 1981. 216 с.
22. Журнал "Русская беседа", 1856
23. Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. Вып. 2. Спб., 1994. 112 с.
24. Лакшин В. А.Н. Островский. М.: Искусство, 1982.
25. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М.: Гелеос, 2004.
26. Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. М.: Искусство, 1985.
27. Лебедев Ю.В. В середине века: Историко-литературные очерки. М., 1988. С. 275-300.
28. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 16 томах. Т.5 Гроза. – М., – Издательство художественной литературы. – 1949-1951
29. Ревякин А.И. А.Н. Островский в Щелыкове. Кострома: Кн. изд, 1957
30. Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1973.
31.Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М.: Просвещение, 1974.
32. Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве Островского. М.: Моск. рабочий, 1962. Скатов H.H. Создатель народного театра (А.Н.Островский) // Скатов H.H. Далекое и близкое: Литературно-критические очерки. М., 1981. С. 150-174.
33. Холодов Е.Г. Драматург на все времена: Островский и его время: Островский и наше время. М., 1975. 424 с.
34. Шалимова Н.А. Антропологические проблемы театра А.Н. Островского. Дисс. д-ра искусствоведения. М., 2000.
35. Штейн А.Л. Мастер русской драмы.- М.: Просвещение, 1973.
36. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков.- М.: Сов.писатель, 1988.
37. Эйхенбаум Б.М. Русские драматурги.- Л.; М.: Наука, 1961.
Лариса Огудалова - романтическая мечтательница, нежная и ранимая, неспособная пережить крушение собственных иллюзий, но, несмотря на это, она остается победительницей в битве с миром жадности и наживы. Она хранит свою чистоту и непорочность, автор не позволяет ей омрачить свою чистоту даже самоубийством. Несмотря на ее внутреннюю борьбу, несмотря на сомнения, которые одолевают ее в заключительных актах пьесы, она остается верной нравственному закону. Ее сила - это не воля, как у Катерины, а умение любить и прощать, стремление к чистоте, к романтике, которое присуще любой девушке. Вместе эти две женщины олицетворяют все лучшее, что есть в русской женщине: они способны на любовь, настолько безрассудную, что могут нарушать законы общества, как Катерина, или до последнего момента видеть в избраннике только светлое, как Лариса. Они оба наделены необычайной творческой силой, которая трансформируется в силу, способную изменить внешний мир - последний поступок Катерины переворачивает жизнь целого города с ног на голову или позволяет создать внутри себя мир, в котором можно простить даже собственного убийцу. Обе эти героини прекрасны в своих духовных порывах, обе они ассоциируются с понятиями "свобода", "нравственность", "чистота", "любовь". И Катерина, и Лариса с разных сторон, через разные поступки, через разные судьбы проявляют те же черты, которые мы в конечном итоге можем найти в каждой героине русской классической литературы.