Методика применения подвижных игр для развития физических качеств в спортивном ориентирование на этапе начальной подготовки

Цель исследования. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных ориентировщиков на начальном этапе спортивной тренировки путем внедрения в него подвижных игр
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
105 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 
Актуальность. Один из видов спорта, находящихся в процессе постоянного развития и совершенствования – это ориентирование. Внутри него регулярно ведется поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, тренажерных устройств и технических средств обучения.  Спортивное ориентирование - это вид циклического спорта, в котором спортсмен должен при помощи компаса и спортивной карты пройти намеченный ему маршрут за наиболее короткое время. Ориентирование это ограниченная по времени гонка, во время которой участники используют точнейшую спортивную карту для выбора маршрута и навигации по различной и незнакомой для них местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных возрастных группах, где могут участвовать спортсмены с разной квалификацией и уровнем спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. Участники на всех видах соревнований полагаются только на свое умение ориентироваться на местности, без применения навигационных устройств. 
Спортивное ориентирование – это один из видов спорта, который оказывать такое разноплановое положительное воздействие на ребенка. Недаром ориентирование называют шахматами на ходу.

 

Содержание 
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Анализ состояния проблемы спортивной тренировки ориентировщиков на этапе начальной подготовки в теории и на практике
I. 1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта…………………………………………………………………………..6-10
I. 2. Характеристика этапа начальной подготовки в спортивном ориентировании……………………………………………………………...11-12
I. 3. Организация и содержание учебно-тренировочного процесса юных ориентировщиков……………………………………………………............13-18
 I. 4.  Особенности физического развития подростков……………………19-23
Выводы по I главе…………………………………………………………....24-25 
ГЛАВА II. Теоретико-методические основы применения подвижных игр в процессе обучения  спортивного ориентирования на начальном этапе подготовки 
II. 1. Характеристика игры  как средство развития физических качеств и  двигательных способностей……………………………….…………….…26-32                
II. 2.   Методика применения подвижных игр  в учебно-тренировочном процессе ориентировщиков..........................................................................33-35
II. 3  Опытно-экспериментальная работа по выявлению результативности  экспериментальной методики……………………………………………..36-43
 Выводы по II главе………………………………………………………...44-45 
Заключение…………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………..47-51

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 1. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ом.ГУФК. - 1990. 
2. Акимов В.Г., Спортивное ориентирование. [Текст] / А.А. Кудряшов - Мн.: БГУ, 1977. 
3. Акимов В.Г. Подготовка спортсменов ориентировщиков. [Текст] - Мн.: Полымя, 1987. 
4. Баклид Б. Тренировки по технике спортивного ориентирования на местности. [Текст] / Азимут - 2001. - № 1. - С. 14-15. 
5. Былeeвa Л.В., Грeгорьeв В.М. Подвижныe игры. - М.: ФиС, 1985. –  С. 302.)                   
6. Бернт О. Тренировка техники спортивного ориентирования. [Текст] / Азимут. - 2003. - № 1. - С. 38. 
7. Васильев Н.Д. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании. [Текст] / И.И Столов / Теория и практика физической культуры - 1985. – № 11. - С. 9 - 12.
 8. Васильев Н.Д. Подготовка квалифицированных спортсменовориентировщиков. [Текст] - Волгоград, 1984. 
9. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников.- Киев.: Радянская школа, 1980. – С.103-107
10. Воронов Ю.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов ориентировщиков. [Текст] / Теория и практика физической культуры - 2000. - № 9. - С. 32. 
11. Воронов Ю. С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании. [Текст] \ Уч. пособие - М.: ФСО РФ. - 1990.
 12. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. [Текст] \ Уч. пособие - М.: ФСО РФ. - 1998. 
13. Воронов Ю.С., Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам. [Текст] / М.В. Николин, Г.Ю. Малахова / Учебное пособие - Смоленск, 1998. 72 
14. Воронов Ю.С., Программа детско-юношеский спортивных школ по спортивному ориентированию. [Текст] / Ю.С. Константинов - М.: ЦДЮТур. 1999.
15. Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. – Киев.: Здоровя, 1981. – С.21-26.
 16. Вяткин Л.А., Туризм и спортивное ориентирование. [Текст] / Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов /Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: «Академия», 2001.
 15. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков. [Текст] / Физическая культура в школе. - 1969. - № 7. - С. 36. 
16. Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М.: «Просвещение», 1996.
17. Елаховский С.Б., Пути совершенствования ориентирования на лыжах на маркированной трассе. [Текст] / А.А. Мальцев / Теория и практика физической культуры - 1980. – 32. – С. 14 – 16. 
18. Иванов А.В., Влияние скорости передвижения спортсмена– ориентировщика, но способность к переключению внимания. [Текст] / А.А. Ширнян / Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 3.– С. 25. 
19. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1985.  22. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности. [Текст] - Таллинн: Изд- во ТПИ. 1975. 
 20. Ивaщeнко В.П., Фeйгeль И.Г. Подвижныe игры кaк срeдство рaзвития физичeских кaчeств. –  М.: ФиС, 1990. 
21. Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки /На лыжне.-М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.155-158.
22. Костылев В. Размышления о процессе ориентирования. [Текст] - М.: - 1998. 73 
23. Костылев В. Философия спортивного ориентирования. [Текст] - М.: - 1995. 
24 Краковский, Александр Петрович. О подростках [Текст] (Содержание возрастного, полового и типолог. в личностимладшего и старшего подростка) / А. П. Краковский. - Москва : Педагогика, 1970. - 271 с.; 20 см.                         
25. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. / Физкультура в школе, № 1, 2000.
26. Лях В.И. Координaционныe способности школьников. – Минск, 1989. – С. 159. 
27. Лукашова Е.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» на 3 года. [Текст] / В.Ю. Лукашова - ГАУДОД БОЦДЮТиЭ, 2013. 
28. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. [Текст] – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. 
29. Масальгин Н.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. [Текст] - М.: Физкультура и спорт. - 1974. 
30. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424c.
31. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. [Текст] \ Под ред. Лукьянова П.И. - 1997. 
32. Огородников Б.И. Подготовка спортсменов ориентировщиков. [Текст] / А.Н Кирчо, Л.А. Крохин - М.: Физкультура и спорт. - 1978. 
33. Огородников Б.И., Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. [Текст] / А.Л Моисеенко, Е.С. Приймак - М.: Физкультура и спорт. - 1980. 
34. Олли-Пекка, Спортивное ориентирование. [Текст] / Карк Каинен, Олави Паакконен / Учебно-методическое пособие. – 1986.
 35. Основы тренировки ориетировщика. - Ленинград, 1974. 
36. Приймак Е.С., Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов ориентировщиков. [Текст] / О.К. Приймак, Б.И. Мулахметов / Теория и практика физической культуры. -1976. - № 2. С. 45.
 37. Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. [Текст]- Винница, 1990. 74
 38. Соколова Т. Способности к интеллектуальным операциям с картой. [Текст] Азимут. - 2003. - № 2. - С. 12-13. 
39. Столов И.И., Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании. [Текст] / В.М. Киселев / Методические рекомендации. - М.: ВНИИФК. - 1968. - № 4. - С. 134 - 142. 
40. Суслов Ф.П., Закономерности проявления ориентировщиками интегральной спортивной работоспособности в связи с динамикой умственной и физической нагрузкой. [Текст] / В.В. Чешихина / Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 2. 
41. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. [Текст] – М.: ЦДЮТур, 1996. 
42. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. [Текст] – М. ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 
43. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. [Текст] - М.: Центр детско-юношеского туризма, 1997. 
44. Худякова Л. Традиционная схема технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании. [Текст] / Азимут. - 2000. - № 3. - С. 37. 
45. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 480 с.)
46. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования. [Текст] / Теория и практика физической культуры. - 1998. - №3 - С. 51.                
47. Фaрфeль В.С. Рaзвитиe движeний у дeтeй школьного возрaстa. – М.: AПН РСФСР, 1959.)                                      
48. Ян Арильд Юнсен. Тренировки по технике ориентирования. [Текст] /Азимут. - 2002. - № 2. 
49. https://bank.nauchniestati.ru/primery/diplomnaya-rabota-na-temu-tehnicheskaya-podgotovka-yunyh-orientirovshhikov-na-etape-nachalnoj-sportivnoj-speczializaczii-imwp/

 

В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения.  Подвижные игры имеют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов.  Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой (48).  Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.