Управление обучением двигательным действиям в волейболе

Цель исследования: определить положительное влияние специальной физической подготовки юных волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
112 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол является одним из наиболее популярных и массово развитых видов спорта. Это развитый вид спорта, имеющий огромную аудиторию.
При этом, волейбол является видом спорта, в котором овладение совершенной техникой имеет решающее значение в достижениях спортивного мастерства. Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.
Волейбол предполагает такой уровень способностей игроков, на котором они смогут максимально долго играть в быстром и рваном темпе. Игра в таком стиле – выполнение игровых элементов на максимально возможных приделах человеческих сил, как физических, так и психических. В волейболе важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов в процессе игры. Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для освоения двигательных действий в волейболе, что подчёркивает актуальность выбранной темы исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ 6

1.1 Общая характеристика двигательных действий юных спортсменов, занимающихся волейболом 6

1.2 Основы технической подготовки юных волейболистов 15

1.3 Методические особенности управления обучением двигательным действиям в волейболе 20

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1 Организация исследования 29

2.2 Методы исследования 30

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляев А.В. Волейбол / А.В. Беляев. - Москва : Физкультура и спорт. - 2006. - 360 с.
2. Бойченко С. Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных спо¬собностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко // Тео¬рия и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15-18.
3. Булыкина Л.В. Волейбол : учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2020. - 413 с.
4. Бурцев, А.В. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов / А.В.Бурцев // Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 7. – С. 71-73.
5. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания / А. А. Васильков. - Ростов н/д : Феникс, 2011. - 381 с.
6. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов : метод. пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Силаева, Л.В. Булыкина, Н.Ю. Белова. – М., 2014. – 132 с.
7. Волейбол: пер. с англ. Н.А. Чупеева. М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. - 32 с.
8. Волейбол в школе / Беляев А. В [и др]. — Москва : Физкультура, образование и наука, 2010. — 357 с.
9. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: Физкультура, образование, наука, 2015. — 368 с.
10. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 2005. 243с
11. Губа В.П. Волейбол : основы подготовки, тренировки, судейства / В.П. Губа, Л.В. Булы¬кина, П.В. Пустошило. - Москва : Спорт, 2019. - 192 с.
12. Довбыш, В.И. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу / В.И. Довбыш, П.А. Баранец, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1- С. 60-65.
13. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол: 
методическое пособие по обучению игре,. - М.: Физкультура и спорт, 2013. 108с.
14. Киприянов, В.А. Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11–12 лет / В.А. Киприянов, Г.Г. Худяков, И.Ю. Кожевникова // Человек. Спорт. Медицина. – М., 2012.
15. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 231 с.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2014. - 464 с.
17. Логвина Т.Ю., Врублевский Е.П., Костюченко В.Ф. Организационно-методическая направленность процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8(138). С. 116-121
18. Луткова Н.В. Использование психомоторного цикла при обучении волейболистов подаче и нападающему удару / Н.В. Луткова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №5. - С. 170-177.
19. Лыткин А.В., Митусова Е.Д., Осипенко Е.В. Физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися в системе «школа-вуз» // 
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 46-48.
20. Маркова И.А., Врублевский Е.П., Севдалев С.В. Основы двигательного режима младших школьников // Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С.69-71.
21. Матвеев Е.Д. Характеристика типичных ошибок волейболистов, при выполнении приема мяча снизу двумя руками [Текст] / Е.Д. Матвеев, Л.А. Неповинных // Вопросы педагогики. - Московская область, 2020. - №9-2. - С.189-192.
22. Мохова К. С. Методика развития координационных способностей на занятиях по волей¬болу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физи¬ческой культуры и спорта. - 2020. - № 2. - С. 280-285.
23. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко. – Ульяновск, 2004. – 64 с.
24. Неповинных Л.А. Обучение техники мяча в волейболе [Текст] / Л.А. Неповинных, Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. - Московская область, 2020. - №6-1. - С.239-243
25. Неповинных, Л.А. Волейбол: Виды соревнований по их значению в тренировочном процессе. [Текст] / Л.А. Неповинных // Образование и педагогические науки в XXI Веке: Актуальные вопросы, 
достижения и инновации. Сборник материалов III 
Международной научной-практической конференции. Пенза: 
Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации., 2018. - С.2.
26. Неповинных, Л.А. Совершенствование техники нападающего удара в волейболе при организации учебно-тренировочного процесса [Текст] / Л.А. Неповинных // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - Новосибирск, 2020. - №10-С. 103-107.
27. Ржанов А.А. Реакции выбора и её развитие в специализации волейбол / А.А. Ржанов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 6. С. 10-15
28. Ржанов, А.А. Психомоторный-латентный период и развитие внимания, как элемента, вли¬яющего на общие психомоторные показатели волейболиста / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, Е.Н. Матросова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гу-манитарные науки. 2020. № 04. С. 86-88
29. Рженёва О.П. Факторы, определяющие эффективность нападающего удара в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2015. 35с.
30. Русаков, А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3(i33). - С. 207-209.
31. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; [под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова]. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 520 с.
32. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток / Н.С. Лешева [и др.] // Теория и практика физической культуры, 2015. № 9. С. 56–58
33. Техника и методика обучения волейболу / О. А. Ибрагимова, А. Ж. Бараева, Е. А. Ибрагимова, П. Ю. Малаалиева. - Махачкала, 2016.
34.  Усков, В.А. Разработка комплекса упражнений для совершенствования нападающего удара волейболистов / В.А. Усков, И.А. Зюбанова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4. - С. 170-172.
35. Чечеткина, И.Ю. Показатели, определяющие эффективность использования нападающего удара одной рукой у квалифицированных волейболистов / И.Ю. Чечеткина, И.М. Кожевников, С.А. Семенов, О.Н. Галлямова, Н.Х. Гжемская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №11. - С. 517-520.

На основании литературного обзора и практического опыта была внедрена и апробирована экспериментальная методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов школьного возраста. Экспериментальная группа занималась по экспериментальной методике, основанной на научным трудах Е.В. Фомина, Л.В. Силаевой, А.В Беляева, Ю.Д. Железняка. Педагогический эксперимент проводился на базе МАУ СШОР № 4 по волейболу города Нижнего Новгорода. Комплексы упражнений, составленные на основе методики, были включены в программу тренировок в течение 2 месяцев. Тренировки проводились 5 раза в неделю в основной части тренировочного процесса. Комплекс упражнений длился от 20 до 30 минут. В начале педагогического исследования были составлены две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная, состоящие из волейболистов возраста 14 лет. Затем были проведены контрольные испытания в одинаковых условиях. После чего экспериментальной группе были предложены комплексы упражнений, разработанные на основе экспериментальной методики, занятия в контрольной группе остались без изменений. Для определения уровня развития физических качеств и, как следствие эффективности выполнения нападающего удара, были проведены специально подобранные тесты. Результаты первых были обработаны с помощью метода определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента, вторых по методу U-критерию Манна-Уитни.