Управление обучением двигательным действиям в волейболе
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол является одним из наиболее популярных и массово развитых видов спорта. Это развитый вид спорта, имеющий огромную аудиторию.
При этом, волейбол является видом спорта, в котором овладение совершенной техникой имеет решающее значение в достижениях спортивного мастерства. Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.
Волейбол предполагает такой уровень способностей игроков, на котором они смогут максимально долго играть в быстром и рваном темпе. Игра в таком стиле – выполнение игровых элементов на максимально возможных приделах человеческих сил, как физических, так и психических. В волейболе важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов в процессе игры. Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для освоения двигательных действий в волейболе, что подчёркивает актуальность выбранной темы исследования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ 6
1.1 Общая характеристика двигательных действий юных спортсменов, занимающихся волейболом 6
1.2 Основы технической подготовки юных волейболистов 15
1.3 Методические особенности управления обучением двигательным действиям в волейболе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляев А.В. Волейбол / А.В. Беляев. - Москва : Физкультура и спорт. - 2006. - 360 с.
2. Бойченко С. Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных спо¬собностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко // Тео¬рия и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15-18.
3. Булыкина Л.В. Волейбол : учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2020. - 413 с.
4. Бурцев, А.В. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов / А.В.Бурцев // Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 7. – С. 71-73.
5. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания / А. А. Васильков. - Ростов н/д : Феникс, 2011. - 381 с.
6. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов : метод. пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Силаева, Л.В. Булыкина, Н.Ю. Белова. – М., 2014. – 132 с.
7. Волейбол: пер. с англ. Н.А. Чупеева. М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. - 32 с.
8. Волейбол в школе / Беляев А. В [и др]. — Москва : Физкультура, образование и наука, 2010. — 357 с.
9. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: Физкультура, образование, наука, 2015. — 368 с.
10. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 2005. 243с
11. Губа В.П. Волейбол : основы подготовки, тренировки, судейства / В.П. Губа, Л.В. Булы¬кина, П.В. Пустошило. - Москва : Спорт, 2019. - 192 с.
12. Довбыш, В.И. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу / В.И. Довбыш, П.А. Баранец, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1- С. 60-65.
13. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол:
методическое пособие по обучению игре,. - М.: Физкультура и спорт, 2013. 108с.
14. Киприянов, В.А. Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11–12 лет / В.А. Киприянов, Г.Г. Худяков, И.Ю. Кожевникова // Человек. Спорт. Медицина. – М., 2012.
15. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 231 с.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2014. - 464 с.
17. Логвина Т.Ю., Врублевский Е.П., Костюченко В.Ф. Организационно-методическая направленность процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8(138). С. 116-121
18. Луткова Н.В. Использование психомоторного цикла при обучении волейболистов подаче и нападающему удару / Н.В. Луткова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №5. - С. 170-177.
19. Лыткин А.В., Митусова Е.Д., Осипенко Е.В. Физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися в системе «школа-вуз» //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 46-48.
20. Маркова И.А., Врублевский Е.П., Севдалев С.В. Основы двигательного режима младших школьников // Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С.69-71.
21. Матвеев Е.Д. Характеристика типичных ошибок волейболистов, при выполнении приема мяча снизу двумя руками [Текст] / Е.Д. Матвеев, Л.А. Неповинных // Вопросы педагогики. - Московская область, 2020. - №9-2. - С.189-192.
22. Мохова К. С. Методика развития координационных способностей на занятиях по волей¬болу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физи¬ческой культуры и спорта. - 2020. - № 2. - С. 280-285.
23. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко. – Ульяновск, 2004. – 64 с.
24. Неповинных Л.А. Обучение техники мяча в волейболе [Текст] / Л.А. Неповинных, Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. - Московская область, 2020. - №6-1. - С.239-243
25. Неповинных, Л.А. Волейбол: Виды соревнований по их значению в тренировочном процессе. [Текст] / Л.А. Неповинных // Образование и педагогические науки в XXI Веке: Актуальные вопросы,
достижения и инновации. Сборник материалов III
Международной научной-практической конференции. Пенза:
Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации., 2018. - С.2.
26. Неповинных, Л.А. Совершенствование техники нападающего удара в волейболе при организации учебно-тренировочного процесса [Текст] / Л.А. Неповинных // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - Новосибирск, 2020. - №10-С. 103-107.
27. Ржанов А.А. Реакции выбора и её развитие в специализации волейбол / А.А. Ржанов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 6. С. 10-15
28. Ржанов, А.А. Психомоторный-латентный период и развитие внимания, как элемента, вли¬яющего на общие психомоторные показатели волейболиста / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, Е.Н. Матросова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гу-манитарные науки. 2020. № 04. С. 86-88
29. Рженёва О.П. Факторы, определяющие эффективность нападающего удара в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2015. 35с.
30. Русаков, А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3(i33). - С. 207-209.
31. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; [под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова]. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 520 с.
32. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток / Н.С. Лешева [и др.] // Теория и практика физической культуры, 2015. № 9. С. 56–58
33. Техника и методика обучения волейболу / О. А. Ибрагимова, А. Ж. Бараева, Е. А. Ибрагимова, П. Ю. Малаалиева. - Махачкала, 2016.
34. Усков, В.А. Разработка комплекса упражнений для совершенствования нападающего удара волейболистов / В.А. Усков, И.А. Зюбанова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4. - С. 170-172.
35. Чечеткина, И.Ю. Показатели, определяющие эффективность использования нападающего удара одной рукой у квалифицированных волейболистов / И.Ю. Чечеткина, И.М. Кожевников, С.А. Семенов, О.Н. Галлямова, Н.Х. Гжемская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №11. - С. 517-520.
На основании литературного обзора и практического опыта была внедрена и апробирована экспериментальная методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов школьного возраста. Экспериментальная группа занималась по экспериментальной методике, основанной на научным трудах Е.В. Фомина, Л.В. Силаевой, А.В Беляева, Ю.Д. Железняка. Педагогический эксперимент проводился на базе МАУ СШОР № 4 по волейболу города Нижнего Новгорода. Комплексы упражнений, составленные на основе методики, были включены в программу тренировок в течение 2 месяцев. Тренировки проводились 5 раза в неделю в основной части тренировочного процесса. Комплекс упражнений длился от 20 до 30 минут. В начале педагогического исследования были составлены две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная, состоящие из волейболистов возраста 14 лет. Затем были проведены контрольные испытания в одинаковых условиях. После чего экспериментальной группе были предложены комплексы упражнений, разработанные на основе экспериментальной методики, занятия в контрольной группе остались без изменений. Для определения уровня развития физических качеств и, как следствие эффективности выполнения нападающего удара, были проведены специально подобранные тесты. Результаты первых были обработаны с помощью метода определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента, вторых по методу U-критерию Манна-Уитни.