Методика формирования понятия массы в курсе физики
Введение.
Одной из важнейших функций учителя физики в профессиональной деятельности является формирование физических понятий. Это представляет собой неотъемлемую составляющей процесса образования и улучшения абстрактного и логического мышления учеников. Уровень овладения учениками физическими понятиями является залогом их высокой результативности в будущем освоении учебного материала. Понятие-это знание существенных свойств(сторон) предметов и явлений окружающего мира, существенных связей и отношений между ними. В понятии выделяется определенная логическая структура- содержание и объем. Содержание- совокупность или система существенных признаков объектов, на основании которой они объединяются. Объем-объект или совокупность объектов, которые обладают признаками, составляющими содержание данного понятия. Содержание и объем и понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот.
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Теоретическая часть. 6
1.1. Методика изучения понятия массы в 7 классе. 6
1.2. Методика изучения понятия массы в 9 классе. 8
1.3. Методика изучения понятия массы в 11 классе. 12
Глава 2.Практическая часть. 14
Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы. 14
Вопросы и задачи по изучению темы "Масса тела. Единицы массы ". 14
Задачи по изучению темы "Второй закон Ньютона " в 9 классе. 15
Задачи по изучению темы "Закон всемирного тяготения " в 9 классе. 16
Задачи по изучению темы "Закон взаимосвязи массы и энергии" в 11 классе. 19
Список литературы не найден
Процесс формирования представления массы длится на протяжении всего курса физики в школе.Учащиеся постепенно узнают о новых признаках, изучают ранее неизвестные связи понятия массы с другими, учатся оперировать представлением на уровне, достигнутом к данному уровню обучения. Главнейшим требованием является направленность и целостность трактовки физической сущности понятия на всех этапах его изучения. Важно учить так, чтобы с самого начала было верное представление о термине чтобы в будущем не пришлось его исправлять и создавать диссонанс у учеников. Иными словами нужно видеть конечный результат изучения понятия и постепенно формировать правильное представление. Основная задача - выделить и научно строго раскрыть главные признаки понятия соответствующему уровню представления о физической картине мира на данный момент.Специфика процесса обучения понятию массы заключается в том, что выделение, освоение и фактическое использование данного понятия происходит от класса в класс и растянуто на все время обучения физики. При изучении любого понятия, в том числе и массы, важно помнить и придерживаться основных положений, разработанных советским и российским ученым в области теории и методики обучения физике Антонины Васильевны Усовой. Ведь именно эти положения являются основой для успешного формирования понятий.