Исследование мотивационно-ценностной сферы старшеклассников, ориентированных на тип профессии человек-человек
ВВЕДЕНИЕ
Проанализировав накопленный опыт в области теории и практики профориентации, можно сформулировать её определение. Профессиональная ориентация — это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов. Они могут отвечать за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решают комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, которое будет соответствовать индивидуально-личностным особенностям каждого отдельного ученика и запросам общества в кадрах высокой квалификации. В современных социально-экономических условиях формирование личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет важное значение. Однако, несмотря на достижение некоторых положительных сдвигов, профессиональная ориентация в современных условиях не может до конца достигнуть своих главных целей - формирование в среде у учащихся профессионального самоопределения, которое могло бы соответствовать индивидуально-личностным особенностям каждого ученика и запросам общества к молодым специалистам. Весомым тормозом развития профориентации является то, что она рассчитана на некого усреднённого ученика; не хватает индивидуального, дифференцированного подхода к человеку, выбирающего себе профессию; нет возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, так сказать, узнать на практике, пока что мы используем лишь словесные формы объяснения.
Процесс формирования ценностных ориентаций личности и профессиональная деятельность человека взаимодетерминированы. Если взглянуть на отношение к профессиональной и трудовой среде, то оно формируется на основе системы личностных смыслов человека, которые обусловлены предшествующим опытом, и осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций. В тоже время профессиональная деятельность человека оказывает влияние на систему ценностных ориентаций личности. Достоверно известно, что представители системы «человек-человек» чаще направлены на саморазвитие и самоактуализацию, в большей степени стремятся к активной деятельной жизни, среди уровней её осмысленности выделяют результативность жизни или удовлетворённость самореализацией, а также высокий локус контроля -я. Стоит отметить, что у представителей типа профессии «человек-человек» также обнаружена более высокая удовлетворённость процессом течения жизни в настоящем, этот фактор положительно влияет на их труд.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования мотивационно-ценностной сферы старшеклассников, ориентированных на тип профессии человек-человек. 6
1.1 Мотивационно-ценностная сфера старшеклассников. 6
1.2 Ценностные ориентации старшеклассников, ориентированных на тип профессии человек-человек 6
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2: Экспериментальное исследование ценностных ориентаций старшеклассников, ориентированных на тип профессии человек-человек. 21
2.1 Характеристика методик и методов исследования. 21
2.2 Исследование ценностных ориентаций у старшеклассников, ориентированных на тип профессии человек-человек. 22
2.3 Обоснование коррекционной программы, развивающей мотивационно-ценностную сферу старшеклассников. 22
2.4 Оценка эффективности коррекционной работы. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : Академический проект, 2007. – 33
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха; АН УССР, Ин-т философии. - Киев : Наук. думка, 1988. - 142 с;
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. Г. Маракушина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова", Ин-т педагогики и психологии. - Архангельск : ИЦП САФУ, 2013. - 284 с.;
4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики : (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : Учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко; [При участии Горбова С. Ф., Гордеевой Н. Д.]. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.;
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию : Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е. А. Климов. - 2-е изд., доп. и дораб. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с.;
6. Климов Е.А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е. А. Климов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 454 с.;
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Социальная педагогика, 033400 - Педагогика / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 301 с.
8. Королькова, О. В. Исследование профессиональных предпочтений у учащихся девятых классов / О. В. Королькова, И. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 297-300.
9. Кудрявцев Т.В. Учебное пособие по курсу "Психология". Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев; Ред. Ю. Ф. Гущин; Моск. энерг. ин-т. - М. : МЭИ, 1985 (1986). - 108 с.;
10. Луговский В. А. Психология профессиональной деятельности : учеб.- метод. пособие / В. А. Луговский, М. Н. Кох. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 101 с.;
11. Маркова О.П. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.;
12. Подласый И.П. Педагогика : [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений] / И. П. Подласый. - М. ; Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС" : Просвещение, 1996. - 630 с.;
13. Практическая психология образования : Учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / [Андреева А. Д., Воронова А. Д., Вохмянина Т. В. и др.]; Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Творч. центр "Сфера", 1997. - 525 с.;
14. Профессиональная педагогика : [Учеб. по пед. специальностям и направлениям / Батышев С. Я., Романцев Г. М., Гершунский Б. С. и др.; Науч. редактирование Батышева С. Я.]; Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М. : Изд-во АПО, 1997. - 511 с.;
15. Профессиональное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-54720.html . - 19.11.2021
16. Психология подростка : Учебник / [Дандарова Ж. К., Кон И., Костромина С. Н. и др.] ; Под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 480 с.;
17. С. В. Ситникова, М. А. Краснова, А. П. Гурко, Е. В. Довгун, И. В. Ботяновская, И. П. Кондратьева Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации : материалы науч.-практ. конф., Минск, 28 апреля 2017 г. / редкол. С. В. Ситникова [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ИРО, 2017. – 188 с.
18. Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.;
19. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте : [Учеб.-метод. пособие] / В. А. Худик. - Киев : Освiта, 1992. - 30 с.;
Энциклопедия профессионального образования : В 3 т. / Руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев; Науч.-ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) и др. - М. : Рос. акад. образования : Проф. образование, 1999. - 27 см;
По той же классификации респонденты оценили ниже (т.е. важнее) потребности в безопасности и потребность в самоактуализации. В первом случае из трёх ценностных ориентации, относящихся к потребностям в безопасности, были выбраны две: высокая зарплата, и чтобы было легко найти работу по специальности. Во втором же случае из трёх ценностных ориентаций, относящихся к потребностям к самоактуализации, были выбраны три: возможность творчества, возможность заниматься любимым делом и личностный рост. После проведённого повторного анализа данных можно сделать вывод, что коррекционная работа положительно повлияла на формирование и конкретизацию ценностных ориентаций старшеклассников. У учащихся появилась более выраженная позиция относительно целей в их будущей жизни. Наглядно представлена общность позиций учащихся относительно различных ценностей в каждой классификации. Выбор учащихся сконцентрировался вокруг социальных потребностей и потребностей в самоакуализации. Такой выбор будет благоприятно влиять на их дальнейшее развитие в сфере «человек-человек».