Психологическая готовность юношей и девушек к браку
ВВЕДЕНИЕ
В нестабильных условиях нашего времени люди все осторожнее подходят к выбору партнера в любви, дружеских отношениях в особенности к семье. Гражданский статус предполагает для человека множество перспектив совершенствования как индивидуально, так и в паре, сопровождая этот процесс определенным количеством обязательств для каждого. Узаконивание отношений и построение стабильной, здоровой молодой семьи связано со многими факторами, а также основной важнейший фактор как готовность юношей и девушек к семейной жизни.
Во все времена семья находилась в центре прогрессивного общественного внимания. И это неудивительно, ведь семья – это система социального функционирования человека, один из важнейших институтов общества. Если рассматривать разные социальные институты, то роль семьи среди них не сравнима ни с одним из них по своему значению. Считается, что именно в семье закладываются социальные роли, развивается и формируется личность человека. Раскрытие внутреннего мира, индивидуальных качеств человека, формирование нравственности, норм поведения раскрываются и закладывают свои основы в семье. Предположения и матримониальные установки будущих супругов, далекие от действительности или не соответствующие действительности, говорят об их в их неготовности к браку. Нереалистичное преставление партнера наяву приведет к большому недовольству партнером, любовными отношениями и собой в целом. Сохранение и укрепление авторитета семьи в настоящее время является приоритетной задачей общества, но, к сожалению, статистика количества разводов говорит нам об обратном, привлекая внимание как современную молодежь, так и специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В БРАК 7
1.1. Теоретическое исследование психологических особенностей человека в выборе брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Юношеский возраст как основной период вступления в брак 21
1.3. Особенности психологических характеристик личности как фактора готовности к браку 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 38
2.1. Программа эмпирического исследования по определению уровня готовности к браку у молодежи 38
2.2. Результаты исследования готовности к браку у юношей и девушек 42
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению вступления юношей и девушек в брак 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева Л.А. Психологические особенности работы по подготовке студентов к брачно-семейным отношениям // International scientific review. 2021. №LXXVIII.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.:Смысл. 2013.
3. Баженова Н. Г., Токарь О. В. Психологическая готовность к родительству юношей и девушек // Педагогическое образование в России. 2022. №1.
4. Берлюбская Д.В., Першина К.В. Специфика добрачного консультирования студенческих пар // Вестник экспериментального образования. 2021. №2 (27).
5. Боцоева А.В., Лазаренко Л.А., Молчанова Е.В. О феномене психологической готовности к браку современной молодежи в контексте новообразований личностного развития // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3.
6. Вострикова А.С. Психология, социология: Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни // Исследовательская работа. 2013. 8-9 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2014. c. 35
8. Гордиенко Н.В. Психологическая готовность к браку современной молодежи. 2019. № 12. c. 30-36.
9. Гордиенко Н.В. Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 13. С. 26-32.
10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2012. C. 56
11. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. – М.: ПРИОР, 2011.
12. Ерина И.А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям // Гуманитарные науки. 2018. №4 (44).
13. Зудилина И.Ю. Представления о согласованности ролей в семье как показатель готовности студентов к браку // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №4 (228).
14. Каргина Н.В., Полянский А.И., Быковская Л.И. Связь представлений юношей и девушек о личностных качествах желаемого брачного партнера и интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2.
15. Касаркина Е.Н., Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А. Готовность к браку и семейные ценности современной молодежи // КПЖ. 2018. №6 (131).
16. Ковенко В.А. Психологическая готовность к браку среди современной молодежи / В.А. Ковенко, Н.К. Водяницкая, Т.И. Олешко // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
17. Мазурчук Е.О., Мазурчук Н.И., Халикова Г.А. Актуальное состояние ценностного отношения к семье у студентов // Педагогическое образование в России. 2022. №1.
18. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2006.
19. Матвеева Т. М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи // Гуманитарные и социальные науки. 2013. №6.
20. Мяснянкина Н.Г., Ширяева Е.П. Исследование готовности к браку современной молодежи // КПЖ. 2019. №2 (133).
21. Наследов А.Д. SPSS 15: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2012.
22. Наследов А.Д. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2011.
23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: «Речь», 2013г.
24. Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. Вып. 1. СПб: Изд-во СПбГУ, 2011.
25. Наследов А.Д., Защиринская О.В. Психология общения младших школьников: психодиагностика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.
26. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: МГУ, 2011
27. Позняков В.П., Панфилова Ю.М. Психологические факторы перехода от отношений незарегистрированного брака к семейным отношениям // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4.
28. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология личности. М.: МГУ 2012
29. Разакова Р.С. Изучение эффективности социально-психологических особенностей адаптации девушек к семейной жизни. // Academic research in educational sciences. 2021.
30. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2013.
31. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Академия Год, 2002
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер, 2013.
33. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. - 2006. -№2. - 89-97.
34. Шнейдер Л.Б., Хасьянова А.А. Психологические аспекты готовности студентов к браку // Поволжский педагогический вестник. 2020. №3 (28).
35. Ercan E.U., Ucar S. Gender Roles, Personality Traits and Expectations of Women and Men Towards Marriage // Educational Policy Analysis and Strategic Research, 2021. 16 (1), 7-20.
36. Nurlita E.K. Marriage Readiness of Emerging Adulthood. GUIDENA: Jurnal Ilmu Pendidikan, Psikologi, Bimbingan dan Konseling. 2019. 9 (1) 29.
Испытуемому необходимо оценить влияние каждой из перечисленных причин на решение о вступлении в брак, используя для этого 5-балльную шкалу, где 5 баллов соответствуют максимальной выраженности причины, 1 балл — минимальной. Допускаются «свободные поля», где испытуемый, по своему желанию, может дописать не указанные выше причины вступления в брак, оказавшие влияние на его решение, и оценить степень их влияния. Обработка предполагает подсчет средних показателей по группе. По результатам исследования, выстраивался общий мотивационный профиль причин заключения брака для изучаемой группы или отдельного испытуемого. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.