Взаимосвязь жизнестойкости и стилей принятия решений в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире человек сталкивается со множеством стрессовых ситуаций на различных этапах жизненного пути. В юношеском возрасте высокий уровень жизнестойкости особенно важен, так как в этом возрасте происходит становление личности, молодые люди начинают карьеру, у многих появляются первые отношения с противоположным полом, проходят собеседования на работу. Данные обстоятельства подчеркивают актуальность развития жизнестойкости в юношеском возрасте. Стресс и беспокойство, если их оставить, могут привести к социальной изоляции, депрессии и множеству других проблем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что с одной стороны в юношеском возрасте человек как правило сталкивается со множеством стрессовых ситуаций, в то же время в юношеском возрасте, у молодых людей еще недостаточно социального опыта в решении сложных жизненных ситуаций. Развитие жизнестойкости происходит именно в юношеском возрасте, а высокий уровень жизнестойкости выступает основой психологического и социально благополучия человека. Актуальность исследовательской работы вызвана также чисто научными интересами, которые состоит в систематизации и обобщении существующих в психологии большого количества подходов в определении категории жизнестойкости.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ ………..………………………………………………………….……4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕЙ ПРИНЯТИЙ РЕШЕНИЙ ЖИЗНЕСТОЙКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1 Психологические подходы к сущности и структуре жизнестойкости личности 10
1.2 Принятие решений как психологический феномен 16
1.3 Классификационная характеристика стилей принятия решений 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования жизнестойкости людей юношеского возраста 34
2.3 Результаты исследования стилей принятий решений в юношеском возрасте 43
2.4 Результаты исследования стилевых характеристик принятия решений жизнестойкими юношами и девушками 50
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, Г.М. Социальная психология: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 302 с.
2. Аршинова, В. В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход / В.В. Аршинова. – М.: Феникс, 2014. – 416 c.
3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с.
5. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 382 с.
6. Возчиков, В.А. Педагогика на разных этапах жизненного пути: монография / Бийский гос. пед. ин-т. – Бийск, 2018. – 160 с.
7. Гримчик, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримчик. – Минск: Либроком, 2018. – 366 с.
8. Гришина, Н. В. Психология конфликта: учебное пособие / Н.В. Гришина. - Минск, 2018. – 574 с.
9. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.
10. Жданова, Г.Е. Теоретические аспекты, проблемы измерения и современное состояние качества жизни в России // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2013. – С. 64-66.
11. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
12. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт, 2014. – 491 с.
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
14. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. – 480 c.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А. Н. Леонтьев; науч. ред. и предисл. Д. А. Леонтьева. 2-е изд., стер. Москва: Смысл: Академия, 2005. – 345 с.
16. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. № 6. – М., 2009. – С. 19-22.
17. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с.
18. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Санкт - Петербург [и др.]: Питер Пресс, 2017. – 582 с.
19. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2016. – 182 c.
20. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2017. – 583 c.
21. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. – 352 c.
22. Медведская, Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита: учебно-методическое пособие / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2014. – 76 с.
23. Наливайко, Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – № 4. – С. 211–216.
24. Ножкина, Т.В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. - Москва: Т8RUGRAM, Научная книга, 2017. – 381 с.
25. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. – Москва: Флинта: МПСУ, 2015. – 280 с.
26. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
27. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. – 739 c.
28. Пермякова, М. Субъективное ощущение счастья у верующих и атеистов / М.Е. Пермякова, И.А. Ершова // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – № 3 (141). – С. 69–78.
29. Пермякова, М. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей юношеского возраста / М.Е. Пермякова, М.А. Муртазина // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – № 1 (147). – С. 85–91.
30. Петухов, В. Психология. Метод. указ. / В.В. Петухов, В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 58 с.
31. Попов, Б. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б.Н. Попов. – М.: Мысль, 2006. –258 с.
32. Рассказова, Е. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3 [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru // дата обращения: 25.12.2021
33. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.:Издательство «Питер», 2000. – 416 с.
34. Розанов, В. Цель человеческой жизни / В. Розанов. - М.: Смысл жизни, 2004. – 375 с.
35. Рубинштейн, С. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009.— 720 с.
36. Сараева, Е. В. Самопрогнозирование как механизм саморазвития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 18. – С. 86–90.
37. Сергеева, СВ., Воскрекасенко О. А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. – 2012. – N 1. – С. 65 – 71
38. Современная психология мотивации / под ред. Д. А Леонтьева, Т.О. Гордеева Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. –2007. – 49 с.
39. Стакина, Ю. Жизнестойкость студентов с различной профессиональной направленностью / Ю.М. Стакина // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. – 2012. – С. 98-110
40. Стакина ,Ю. Сравнительный анализ психологического конструкта «жизнестойкость» у студентов православного и светских ВУЗов / Ю.М. Стакина., О.В. Шангина // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. – 2011. – С. 114–127
41. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544 с.
42. Сычёв, О. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие к спецкурсу / О.А. Сычев. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 69 с.
43. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека / В.О. Татаркевич. – М.: Мысль, 2008. – 210 с.
44. Тест определения уровня самоэффективность // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. - С. 217-219
Таким образом, можно резюмировать, что для данной выборки молодых людей свойственно принимать решения на основании интуитивной способности личности. Несмотря на наличие интуитивной способности, девушки и юноши редко применяют ее в реальном поведении в ситуации принятия решений (49% - низкий уровень). Для выявления различий между юношами и девушками мы вычисляли U-критерий Манна-Уитни. Таким образом, можно резюмировать, что для данной выборке молодых людей свойственно принимать решения на основании интуитивной способности личности в принятии решений. Интуитивный стиль можно рассматривать в качестве связующего разные уровни психологической регуляции креативности – непосредственно он связан с уровнем самосознания личности. Полученные первичные результаты исследования, позволят нам провести дальнейшее исследование выявление взаимосвязи между жизнестойкостью и стилем принятия решений в юношеском возрасте.