Формирование представлений о себе у ребенка с расстройствами аутистического спектра средствами игротерапии

ВКР в которой рассмотрено формирование представлений о себе у ребенка с расстройствами аутистического спектра средствами игротерапии
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.01.2023
Объем файла
158 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В психологии самосознание определяется как особая, свойственная человеку форма отражения и саморегуляции система собственных побуждений. Особое внимание уделяется развитию самосознания в детстве. Изучением процесса самосознания посвящены труды таких известных психологов, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. От эффективности формирования процесса самосознания в детстве зависит развитие личности ребенка в дальнейшем. Любые нарушения психофизического развития приводят к искажению процесса самосознания, задержке его формирования. В этих случаях нужна помощь со стороны специалистов.
В течение последнего десятилетия значительно увеличивается количество детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Особое место в данной категории детей занимают обучающиеся с ранним детским аутизмом (РДА) и расстройствами аутистического спектра. 

Оглавление
Введение4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА10
1.1. Понятие о самосознании и самооценке в психологических исследованиях10
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования представлений о себе у детей младшего школьного возраста17
1.3. Особенности формирования представлений о себе у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра28
1.4. Анализ методик диагностики для изучения уроаня сформированности представлений о себе у детей с расстройствами аутистического спектра36
Выводы по главе 141
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА43
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о себе у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра43
2.2. Система психо-коррекционных занятий по преодолению проблем формирования представлений о себе у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами игротерапии48
2.3. Анализ результатов психо-коррекционной работы52
Выводы по главе 256
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА58
3.1. Использование игротерапии в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра по коррекции самооценки58
3.2. Формирование позитивного отношения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра к сверстникам и взрослым62
Выводы по главе 365
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
Список использованной литературы69

Список использованной литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности. М.,1990. – 94 с.
3. Аутизм в России и в мире // РИА Новости. [Электронный ресурс]. – URL: http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html (дата обращения 05.05.2022)
4. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. Ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.
5. Бушталлер, К. В. Исследование ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – с.116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95067.htm (дата обращения 05.05.2022).
6. В России за несколько лет вдвое выросло число людей с аутизмом // РИА Новости. [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20190402/1552305150.html (дата обращения 05.05.2022).
7. Веккер, Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. – с. 285 – 325.
8. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент // Управление школой. – 2008. – № 14. – С. 16-17.
9. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др]; под ред. Петровского. – М.: Просвещение, 1999. — 288 с.
10. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998.
11. Горбунова, Е.В. Хаидов, С.К. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samootsenki-mladshih-shkolnikov-s-sindromom-rannego-detskogo-autizma/viewer (дата обращения 05.05.2022).
12. Долгова, В.И., Крыжановская, Н.В., Грамзина, Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 46–50. [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95516.htm (дата обращения 05.05.2022)

Они не расстраиваются, когда проигрывают в играх и охотно участвуют в них. Обучающимся с заниженной самооценкой свойственны обидчивость, тревожность, пассивность, излишняя замкнутость. Они отказываются участвовать в играх, боясь оказаться хуже других. Такие дети хотят всегда и везде быть первыми и обижаются, если это не получается.
Дети с завышенной самооценкой считают себя лучше, сильнее, быстрее, выше, красивее других. Стремятся быть лидерами у сверстников. Часто агрессивно настроены к тем, кто составляет конкуренцию в лидерстве [16].
В младшем школьном возрасте основу самооценки пока составляет оценка учителя и школьная успеваемость. При всей сложности проблемы, изменив условия формирования самооценки, учителя и психологи могут помочь оптимизировать самооценку младшего школьника. Нужно научить ребёнка учиться, ставить перед собой достижимые учебные задачи и находить