Изучение имеющихся научных данных о форме государственного устройства, федерации, ее разновидностях, а также в разработка новых рекомендаций по совершенствованию федеративной формы государственного устройства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной теории государства и права федеративная форма государственного устройства трактуется довольно спорно и неоднозначно. Следует констатировать, что в современной науке большинство представлений относительно федеративной формы государственного устройство имеет различные научные взгляды и идеи, вызвано это неоднозначностью суждений, что в свою очередь требует дальнейшего исследования и уточнения.
Во-первых, практическое воплощение основ территориального устройства федеративного государства всегда сопряжено с рядом трудностей. Это связано в большей степени с тем, что такая форма государственного устройства призвана свести к компромиссу интересы самостоятельных, стремящихся к самоопределению государственно-подобных образований, и необходимости их согласования с потребностями единой, настроенной на централизацию общегосударственной власти.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА6
1.1. Понятие и виды форм государственного устройства6
1.2. Понятие федеративной формы государственного устройства11
1.3. Классификация федераций17
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА23
2.1. Правовая характеристика федеративного устройства23
2.2. Разграничение предметов ведения и полномочий в федеративных государствах26
2.3. Сопряжение национальных и региональных правовых систем в федеративных государствах30
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИЙ43
3.1. Факторы, определяющие создание федеративного государства43
3.2. Исторические, экономические и национальные основания формирования
федеративного государства47
3.3. Смешанная форма государственного устройства, регионалистское государство54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек.
1993 г. (ред. от 21 июля 2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ.
— 1994. — № 13. — Ст. 1447.
О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // Рос.газ. – 1997. — № 3.
О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) // Рос.газ. 2004. – № 137-д.
О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 45. — Ст. 7061.
О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. - № 31. - Ст. 3823.
Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. - Ст. 4147.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Рос.газ. – 2002. – 27 июля.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. – № 46. — Ст. 4532.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391.
О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от
15.07.1995 № 101-ФЗ // Собрание законо
Для примера можно отметить осуществление государственными органами функции народного представительства. В частности, не вызывает сомнения отмечаемый в научной литературе факт, что верхняя палата федерального парламента - Совет Федерации олицетворяет собой представительство регионов, обеспечивает возможность как участия субъектов Российской Федерации в решении общегосударственных вопросов, так и продвижения собственных инициатив. Тем не менее в качестве одной из последних поправок к Конституции РФ состав данной палаты был дополнен такой категорией членов, как представители Российской Федерации. Таким образом, исторически складывающаяся структура парламента в федеративном государстве свидетельствует о явной склонности к централизации.