Совершенствование методики отбора в синхронном плавании на этапе начальной подготовки
Введение
Проблема спортивной одаренности в спортивной подготовке приобрела большую актуальность за последние несколько десятилетий, однако с каждым годом интерес к данной проблематике становится только выше [19]. Научно-методическая литература посвященная синхронному плаванию достаточно подробно описывает вопросы использования биохимических, биомеханических и физиологических параметров организма спортсменок при планировании спортивной подготовки в рассматриваемом виде спорта. Однако педагогические исследования, рассматривающие вопросы отбора перспективных юных спортсменов в синхронное плавание, описывают проблематику исследования в недостаточной степени. В то же время, в программно-методической документации существует некоторое противоречие. Противоречие заключается в том, что в документации приведены профессионально значимые физические качества и способности, однако критерии их оценки для различных этапов спортивной подготовки, включая аспекты первичного отбора, не представлены [39]. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной степенью раскрытия вопросов первичного отбора перспективных спортсменок на начальные этапы спортивной подготовки в синхронное плавание, а также некоторым противоречием в программно-методической документации по виду спорта.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы посвященной вопросам спортивного отбора на ранние этапы многолетней спортивной подготовки 5
1.1 Спортивный отбор, основные подходы и критерии 5
1.2 Особенности проведения спортивного отбора в синхронном плавании 7
1.3 Особенности проведения спортивного отбора на этап начальной подготовки в синхронном плавании 9
1.4 Значение координационных способностей в спортивной подготовке в синхронном плавании 15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 17
2.1 Задачи исследования 17
2.2 Методы исследования 17
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы 17
2.2.2 Метод педагогического тестирования 18
2.2.3 Математико-статистические методы исследования 23
2.3 Организация исследования 23
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1 Результаты первичного тестирования, проведенного в рамках отбора на этап начальной подготовки в синхронном плавании 25
3.2 Повторное тестирование значимых физических качеств и способностей, а также уровня технической подготовленности спустя год занятий на этапе начальной подготовки 29
3.3 Изменения показателей развития наиболее важных физических качеств и способностей у синхронисток контрольной группы 35
3.4 Изменения показателей развития наиболее важных физических качеств и способностей у синхронисток экспериментальной группы 39
Заключение 45
Практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Список использованных источников
1. Ахатов, А.М., Кузнецов, А.С. Основные направления отбора и ориентации используемые в детско-юношеском спорте / А.М. Ахатов, А.С. Кузнецов. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ. – 2010.
2. Беляков, А. А. Основные методики контроля вестибулярной устойчивости / А. А. Беляков, А. Н. Дахин // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее : Сборник материалов межведомственного круглого стола, Иркутск, 23 ноября 2017 года / Ответственный редактор С.М. Струганов. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. – С. 266-270.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн // Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
4. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
5. Бурцева, Е. В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е. В. Бурцева, В. А. Бурцев, В. Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 4. – С. 110.
6. Быков, Н. Н. Совершенствование спортивного отбора в циклических видах спорта / Н. Н. Быков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции, п. Новомихайловский, 28 сентября – 03 2020 года. – п. Новомихайловский: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2020. – С. 286-289.
7. Волкова, Л. М. Оценка и методы развития вестибулярной устойчивости студентов для обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации / Л. М. Волкова, А. А. Голубев // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 3(63). – С. 86-88.
8. Высшая математика и математическая статистика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / [под общ. ред. Г.И. Попова]. - 2-е изд. - Москва: Физическая культура, 2009. - 366 с.
9. Германов, Г.Н. Темпы прироста показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности школьников в различные периоды возрастного развития / Г.Н. Германов, И.В. Машошина, Г.А. Васенин // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4 (51). С. 81-87.
10. Голенко, В.А. Школа тенниса: учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – Москва: Дедалус, 2001. – 192 с.
11. Горохов, М. М. Информатизация системы спортивного отбора / М. М. Горохов, Г. А. Благодатский, К. А. Переведенцев // Молодой ученый: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля – 08 2016 года / Ответственный редактор: Красовская Н. Р.. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2016. – С. 446-452.
12. Дунаев, К. С. Оценка координационной подготовленности и вестибулярной устойчивости фигуристов по результатам функциональных проб / К. С. Дунаев, И. О. Черепанова, С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 79-82. – DOI 10.24411/2500-0365-2020-15112.
13. Еркомайшвили, И. В. Спортивная ориентация и отбор : Учебное пособие / И. В. Еркомайшвили, Г. И. Семенова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 1 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07547-2.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский – Москва: Советский спорт, 2009. -199 с.
15. Ибрагимов, А. А. Некоторые аспекты отбора детей для секционных занятий спортивным плаванием / А. А. Ибрагимов // Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития : Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала, 29–30 мая 2018 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2018. – С. 187-190.
16. Карташева, Н. В. Метод прогноза в управлении отбором детей в спортивные секции / Н. В. Карташева, С. В. Климович, Г. В. Новик // Здоровье для всех : Материалы II международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пинск, 20–22 мая 2010 года / Редколлегия: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: Полесский государственный университет, 2010. – С. 22-24.
17. Кокоулина, О. П. Актуальность спортивного отбора в России / О. П. Кокоулина // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14–15 ноября 2019 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", 2019. – С. 166-171.
18. Кузнецов, А. И. Оптимизация подготовки спортивного резерва посредством методов отбора одаренных спортсменов в рамках деятельности центров тестирования комплекса ГТО / А. И. Кузнецов // Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 03 декабря 2020 года / Министерство физической культуры и спорта Свердловской области; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»; Государственное автономное учреждение Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ». – Екатеринбург: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Екатеринбургская академия современного искусства" (институт), 2020. – С. 117-120.
19. Ларина, Н. Н. Методы отбора юных спортсменок 8-11 лет для занятий в ДЮСШ по синхронному плаванию : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ларина Надежда Николаевна. – Москва, 1992. – 23 с.
20. Медвецкая, Н. М. Динамика показателей спортивного отбора юных пловцов / Н. М. Медвецкая // Наука - образованию, производству, экономике : материалы ХХ (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах, Витебск, 12–13 марта 2015 года / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; Главный редактор: И.М. Прищепа. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 353-354.
21. Мелихова, Т. М. Спортивный отбор на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах подготовки / Т. М. Мелихова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3(181). – С. 315-319. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p315-320.
22. Мозолевских, О. А. Современное состояние проблемы спортивного отбора / О. А. Мозолевских, В. А. Кашкаров // Актуальные проблемы спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 20–21 октября 2016 года. – Липецк: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Липецкий государственный педагогический университет", 2016. – С. 202-207.
23. Московченко, О. Н. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема в подготовке спортивного резерва / О. Н. Московченко, А. В. Шумаков // СПОРТкомплекс. – 2017. – № S. – С. 27-31.
24. Насевич, С. В. Проблема спортивного отбора / С. В. Насевич // Вопросы студенческого спорта и теории спортивной тренировки : Материалы Республиканской научно-практической конференции, Элиста, 14 июня 2019 года / отв. ред. И.Т. Балдашинов. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2019. – С. 6-8.
25. Николаев, Г. М. Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов / Г. М. Николаев, С. Н. Федорова // Вестник Марийского государственного университета. – 2020. – Т. 14. – № 3(39). – С. 306-311. – DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311.
26. Педагогический контроль и тестирование в спортивной деятельности: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Б. Бриленок. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. 51 с.
27. Передельская, Р. А. Начальный (доспортивный) психологический отбор детей младшего школьного возраста в сферу спортивного направления / Р. А. Передельская // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, Москва, 11–12 мая 2017 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2017. – С. 233-239.
28. Пигида, К. С. Динамика морфологических показателей спортсменок, занимающихся синхронным плаванием, на этапе начальной подготовки / К. С. Пигида // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2017. – № 2. – С. 14.
29. Реализация комплексной методики спортивного отбора в детско-юношеские спортивные школы / Т. А. Банку, Е. П. Якимович, М. Д. Лукьянчикова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2(180). – С. 21-24. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p21-24.
30. Семенова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор : Учебное пособие / Г. И. Семенова, И. В. Еркомайшвили. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 105 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-07547-2.
31. Смолякова, Л. Н. Методы отбора детей в спортивную деятельность / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 1-8. – С. 50-53.
32. Совертков, Е. И. Спортивная ориентация и отбор на отделения ДЮСШ в системе образовательных учреждений / Е. И. Совертков // Зауралье спортивное : Сборник трудов Региональной научно-практической конференции, Курган, 23 апреля 2012 года. – Курган: Курганский государственный университет, 2012. – С. 58-59.
33. Совершенствование технической подготовленности юных синхронисток на этапе начальной специализации / А. Б. Ермаханова, Д. К. Нурмуханбетова, А. Н. Соколовская, М. Вязигина // Теория и методика физической культуры. – 2019. – № 2(56). – С. 118-122.
34. Стрелец В.Г., Горелов А.А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности / В.Г. Стрелец, А.А. Горелов. – СПб.: ВИФК, 2015. – С. 72-83.
35. Технологии контроля и оценки координационных способностей в системе спортивного отбора / В. Л. Ботяев, С. В. Ботяев, В. К. Тулаев [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 91-93.
36. Технология формирования вестибулярной устойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Ю. Максимова, В.В. Анцыперов, И.В. Федотова [и др.]. – Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. – 80 с.
37. Уголькова, Е. Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации / Е. Р. Уголькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2(180). – С. 426-430. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p426-430.
38. Усмоналиева, Н. Ш. К вопросу психологического отбора в спортивной деятельности / Н. Ш. Усмоналиева // Спортмед-2018 : Сборник материалов тезисов XIII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений, Пятой научно-практической конференции, XII Международной научной конференции молодых ученых, Москва, 06–07 декабря 2018 года. – Москва: Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, 2018. – С. 112-113.
39. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «синхронное плавание». Утвержден приказом Минспорта России от «19» января 2018 г. № 25.
40. Хагай, В. С. Спортивный отбор и ориентация (организационно- методический аспект) / В. С. Хагай, Н. Н. Быков // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел России : электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 08 апреля 2016 года / под общ. ред. Л.И. Тимошенко. – Ставрополь: МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ, 2016. – С. 225-228.
41. Чертихина, Н. А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чертихина Наталья Александровна. – Волгоград, 2013. – 24 с.
42. Чинкин, А. С. Оценка влияния спорта на вестибулярную устойчивость / А. С. Чинкин, Р. И. Хуснуллина // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 4. – С. 100.
43. Шварц, В. Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. – Москва : Физкультура и спорт, 1984. – 151 с. – (Наука - спорту. Спортивная медицина).
44. Шляпников, А. В. Система спортивного отбора и спортивная ориентация / А. В. Шляпников // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 10 февраля 2017 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. – С. 107-112.
45. Яковлев, А. Н. Спортивный отбор в аспекте антропологических и генетических показателей школьников и студентов / А. Н. Яковлев, В. Ю. Давыдов // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья : сборник научных статей: материалы III Международной научно-практической конференции "Здоровье - 2017", Барановичи, 27-28 апреля 2017 г., Барановичи, 27–28 апреля 2017 года / редколлегия: В. В. Климук (главный редактор), И. А. Ножка (ответственный редактор). – Барановичи: Учреждение образования "Барановичский государственный университет", 2017. – С. 43-47.
46. Якушев, Д. С. Методика спортивного отбора и ранней ориентации детей 8-10 лет в циклические виды спорта / Д. С. Якушев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 7. – С. 130-135. – DOI 10.24411/2305-8404-2020-10718.
Современные подходы к проведению спортивного отбора в спорте базируются на необходимости предварительной диагностики значимых для вида спорта физических качеств и способностей с последующим отбором на этап начальной подготовки наиболее предрасположенных кандидатов. В синхронном плавании традиционно используется подход, задокументированный в программно-нормативной документации. Данным подходом предполагается диагностика гибкости, силовых способностей и выносливости. Однако данный подход недостаточно эффективен, ввиду высокой значимости в синхронном плавании таких физических качеств и способностей, как: вестибулярная устойчивость, координационные способности и гибкость.
Поиск информативных тестов для оценки вестибулярной устойчивости и координационных способностей позволил сформировать комплекс простых и доступных для практического использования диагностических проб. Для оценки гибкости целесообразно использовать задокументированные в программно-нормативной документации педагогические тестирования. Проведенное исследование свидетельствует о том, что использование тестирований, предполагающих оценку гибкости, вестибулярной устойчивости и координационных способностей приводит к тому, что уже на момент зачисления на этап начальной подготовки, синхронистки, отобранные по данным критериям демонстрируют более высокие показатели развития особо важных для вида спорта физических качеств и способностей. Спустя год занятий синхронным плаванием, синхронистки, отобранные в соответствии с предложенными критериями отбора демонстрируют более высокие показатели особо значимых для вида спорта физических качеств и способностей. Помимо более высоких показателей развития физических качеств и способностей, спустя год занятий у синхронисток экспериментальной группы выявлены более выраженные приросты рассматриваемых качеств и способностей.