Фольклорные мотивы в польской литературной сказке
ВВЕДЕНИЕ
Современная литература во многом базируется на материале устного народного творчества, главным образом на повествовательном фольклоре. Сказка является наиболее изученным и структурированным фольклорным жанром, распространенным во всем мире. Выявление морфологических и семиотических особенностей в работах фольклористов сделало сказку удобной для разностороннего изучения и сопоставления.
В основе сказочного сюжета лежит противопоставление мечты и реальности, добра и зла. Именно поэтому этот фольклорных жанр стал источником вдохновения для многих писателей. В России народное творчество имело огромное влияние на А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.А. Есенина. Адам Мицкевич является ярким польским поэтом, который обращается в своем творчестве к фольклору. В эпоху позитивизма в Польше фольклорные элементы использовали выдающиеся писатели такие, как А.Дыгасиньский, М, Конопницкая, Э. Ожешко, Б.Прус, Г.Сенкевич и другие. У всех этих авторов встречаем наличие определенных сказочных мотивов, вплетаемых в ткань произведений. Сказка дала развитие современному жанру фэнтези, и ныне существуют писатели, создающие сказки на фольклорной основе.
Изучение мотивов народной сказки в авторских произведениях – интересная тема для исследования. Сказка окружает многие сферы жизни. Функционирование сказочных образов в литературной сказке и систематизация сказочных образов волновало многих исследователей: В.Я. Проппа, В.П. Аникина, Н.И. Кравцова, А.И. Никифорова, А.Н.Афанасьева и других. Темой фольклора и авторской сказки занимаются ученые из Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине, в частности, Ежи Бартминьски. В данной работе будут рассмотрены фольклорные мотивы в польской авторской сказке с опорой на труды перечисленных исследователей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Славянский фольклор и его основные жанры…………………………...6
1.1 Отличительные черты фольклора западных славян на фоне общеславянского фольклора………………………………………………………. 6
1.2. Сказка как фольклорный жанр………………………………………….10
1.3. Польская литературная сказка во второй половине XIX. Мотив в художественном произведении………………………………………..……18
Выводы по первой главе…….………………………………………………22
Глава 2. Авторская сказка в системе литературного творчества………………..24
2.1 Польские авторы литературных сказок…………………………………25
2.2 Герои польских литературных сказок и их функции………………….30
2.3 Развитие фольклорных мотивов в польской литературной сказке……38
Выводы по второй главе……………………………………………………..45
Заключение …………………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………………51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. – 180 с.
2. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III—начало I тыс. до н. э.). – СПб.: «Дмитрий Буданин», 2002. – 863 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
4. Аникин В.П. Теория фольклора. – М.: МГУ, 1996. – 408 с.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. – М.: Академический проект, 2013. – 368 с.
6. Баркова А. Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 248 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1963. – 363 с.
8. Бену А.Б. Символизм сказок и мифов народов мира. – М.: Алгоритм, 2011. – 464 с.
9. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия,
1969—1978. URL: https://rus-bse.slovaronline.com
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.
11. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 1967. – 320 с.
12. Гусева О.В. Генрик Сенкевич и формирование польской детской литературы // Филологические науки. 2016. №10. С. 29–31.
13. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах // Человек: образ и сущность. 2004. № 1(15). С. 227–236.
14. Зайцев А.И. К вопросу о происхождении волшебной сказки // Фольклор и этнография: (У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов). – Л.: Наука, 1984. – С. 69–77.
15. Золото и солнце: литературные сказки и легенды западных и южных славян / сост., пер. и коммент.: О.В. Оболевич и др. – СПб.: - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский ун-т, 1998. – 581 с.
16. История литератур западных и южных славян. Том II: Формирование и развитие литератур Нового времени. Вторая половина XVIII века – 80-е годы XIX века. – М.: Индрик, 1997. – 672 с.
17. Конвей Д.Дж. Полная энциклопедия мифологических существ. История, происхождение, магические свойства / пер. с англ. М.В. Харланова. – СПб.: ВЕСЬ, 2020. – 224 с.
18. Конопницкая М.Ю. О гномах и сиротке Марысе / пер. с пол. Н. Подольской. – М.: Дом, 1991. – 213 с.
19. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Московский ун-т, 1976. – 263 с.
20. Краснова Н.А. К проблематике анализа системы мотивов художественного произведения // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-1. – С. 250.
21. Левкиевская Е.Е. Мифологический персонаж: соотношение имени и функции // Славянское языкознание: XIII Международный съезд славистов. Любляна: Индрик, 2003. – С. 376–388.
22. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (поэтическая система жанра в историческом развитии). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. – 197 с.
23. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск: Урал. ун-т, 1992. – 184 с.
24. Марина П. А. Литературная сказка в исторической и методологической перспективе // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2019. № 2. С. 246–254.
25. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. – СПб.: Академия исследований Культуры, 2005. – 240 с.
26. Мелетинский Е.М. Народно-эпическая литература Западной Европы // История всемирной литературы. Том II. – М.: Наука, 1984. – С. 459 – 486.
27. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1995. – 408 с.
28. Никифоров А. И. Сказка и сказочник. – М.: ОГИ, 2008. – 376 с.
29. Панова Т.В. Функционирование персонажа «волшебный помощник» в русских и греческих волшебных сказках // Славянский мир: общность и многообразие. 2018. №1. С. 227–231.
30. Польские сказки. Baśnie polskie. / пособие подгот. Максим Дзевенис – М.: Издательский дом ВКН, 2021. – 336 с.
31. Полякова Т.А. Текст как смыслопорождающее устройство в концепции Ю.М. Лотмана // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 3. С. 72–79.
32. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. – 576 с.
33. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Академия, 1928. – 152 с.
34. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2000. – 413 с.
35. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. – М.: Наука, 1976. – 325 с.
36. Прус Б. Кукла. / пер. с пол. Н.Модзалевская.– М.: Эксмо, 2006. – 734 с.
37. Соколов Ю.М. Русский фольклор: учебное пособие. 3-е изд. М.: Изд-во Московского. ун-та, 2007. – 544 с.
38. Тахмасиб М.Г. Избранные произведения. – Баку: Мир книги, 2011. Т.1. С.109.
39. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
40. Топоров В.Н. Рыба // Мифы народов мира: Энциклопедия / гл. ред. С.А. Токарев. В 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т.2. – С. 391–393.
41. Иванов В.В. Славянские языковые моделирующие семантические системы. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
42. Цикушева, И. В. Жанровые особенности литературной сказки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 1. С. 21–24.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
44. Baran Zbigniew. Idee - mity - symbole w polskich baśniach literackich wydanych w XIX i XX wieku. Kraków : Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej, 2006.
45. Encyklopedia Powszechna PWN, tom. 2, 1974, s. 26
46. Fragment listu Marii Konopnickiej do hrabiego Antoniego Wodzińskiego, za: W. Grochola, Niełatwo być Konopnicką, Warszawa 1988, s. 19-20
47. Jerzy Bartmiński. Słownik stereotypów i symboli ludowych. Wydawn. Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 1999
48. Jerzy Cieślikowski. Baśń Konopnickiej "O Krasnoludkach i o sierotce Marysi". Pamiętnik Literacki : czasopismo kwartalne poświęcone historii i krytyce literatury polskiej 54/1, 109-141;1963
49. List Marii Konopnickiej do Piotra Stachiewicza, za: J. Baculewski, Maria Konopnicka, Warszawa 1978, s. 154-155
50. Piotr Kowolik. Wpływ bajki i baśni na dzieci w edukacji wczesnoszkolnej: szkic teoretyczny. Nauczyciel i Szkoła 3-4 (24-25), s. 37-52; 2004
51. Słownik terminów literackich. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk-Łódź 1988, s. 57
52. Woźniakowski, Antologia bajki polskiej. Wrocław 1982, s. 34
В сказке «М.Конопницкой» представлен третий тип «иного мира» - мир небесный: «Дворец царицы Татр стоял на высокой горе – такой высокой, что облака, как стадо серых овец, лежали у ее подножия, а вершина купалась в ясной лазури, сияя на солнце» [18, с.147]. Мотив стремительного роста ребенка использован в сказке Адольфа Дыгасиньского «Принцесса Зоречка». В нашей культуре этот мотив получил наибольшую известность в сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина. В польской версии «отвергнутым» ребенком становится Зоречка. Ее отец Гневец велит избавиться от дочери (в данной сказке автор использует много «говорящих» имен - отличительный признак авторской литературной сказки от фольклорной) после того, как узнает о том, что царевна была рождена в результате злых чар – поцелуя рыцаря. Добрый слуга жалеет невинное дитя и оставляет на необитаемом острове, после чего Зоречка растет с необыкновенной скоростью: «Осталась Зоречка одна на необитаемом острове. Росла она не по дням, а по часам и вскоре стала молоденькой девушкой красоты неописуемой» [15, с.64].